Зимний дворец автор здания

Зимний дворец автор здания

Зимний дворец автор здания

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.

Как попасть внутрь Зимнего дворца

Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.

Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.

Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.

Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.

Краткая история Зимнего дворца

XVIII-XIX века

Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.

Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.

Начинаем заново!

В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.

Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.

XX век

После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.

Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.

В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.

На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца

Иорданская лестница

Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.

Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com

Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.

Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.

Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.

Петровский зал

Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.

Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.

Внимание к деталям

В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.

Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.

Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.

Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com

Лоджии Рафаэля

О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.

Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.

Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!

Военная галерея 1812 года

За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.

Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.

В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com

Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.

Малахитовая гостиная

Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.

Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».

Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com

Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.

В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.

Зимний дворец – свидетель эпох и символ Санкт-Петербурга

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Использование построек дворца

В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.

Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.

Зимний дворец в цифрах

В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).

Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

Особенности дворцовых помещений

В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.

Значимые помещения

Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.

Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.

На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».

Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.

Описание и назначение залов

Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.

Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.

Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.

Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.

Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.

Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.

Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.

Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.

Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.

Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.

Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».

Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.

Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.

Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.

Другие помещения

  • В малиновом кабинете царская семья принимала гостей, здесь пили чай, читали вслух книги. Главное украшение комнаты – стены, сплошь затянутые вышитой золотом материей малинового цвета.
  • Будуар. В глубине комнаты устроен альков (ниша в стене для кровати), украшенный узорчатой золоченой решеткой и аркой. Стены обтянуты шелком с золотыми вышивками, на стенах – панно в резных рамах. Затейливым орнаментом оформлен потолок. Украшают будуар маленькие и большие зеркала, мраморный камин, резная золоченая мебель: диваны и кресла, стулья и стульчики.
  • Зеленая столовая – помещение без окон. Через застекленный потолок струится свет оранжевого фонаря на крыше.
  • Синяя спальня названа по цвету окраски стен. Альков – за двумя колоннами, драпировку кровати фиксируют тяжеловесные золоченые карнизы. Колонны отделаны желтым мрамором.
  • Туалетная комната. Здесь переодевалась и отдыхала императрица. Стены обиты тканью лилового цвета. Украшают комнату портреты близких людей семейства и виды окрестностей Санкт- Петербурга. Бельевой шкаф и письменный стол, кушетки и мягкие кресла создавали удобство и комфорт императрицы.
  • Ванная комната с мраморной ванной, с камином и кушеткой. Стены голубого цвета.
  • Апартаменты наследника состояли из прихожей и приемной, кабинета и спальни, гардеробной и библиотеки.

В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.

Императорские хоромы: история Зимнего дворца

С момента постройки Зимнего дворца каждый монарх оставил свой след в его истории.

Зимний VS летний

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти ещё во временах Московского царства. Именно тогда цари начали покидать на лето стены Кремля, чтобы подышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Пётр I перенёс и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Зимний дворец Петра I. Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

Императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену этому домику пришёл деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание вышло недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвёртый по счету.

Зимний дворец. Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале 20-го века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскрёб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили её глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырёхугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце 18-го века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 года — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Своё название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби на Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о её назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.

Читайте также  Как выглядит розетка для духового шкафа

Иорданская лестница. Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришёлся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце 19-го века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжёлые дни революции

В первые дни революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошёл в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2 тыс. человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

Кот в Эрмитаже. Источник: wikipedia.org

Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ — па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы.

До 1917 года ре­зи­ден­ция российских им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж. Ис­то­рия императорских зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но архитектором Д. Тре­зи­ни в 1708 году (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 году этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в XVIII веке). В 1711-1712 годах воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726 году). В 1716-1720 годах на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в 1718-1720 годах Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те современного Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (архитектор Г. И. Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719-1722 годах); к не­му в 1726-1727 годах при­строе­ны Зимний дворец Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (архитектор Тре­зи­ни).

В 1726-1728 годах на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (архитектор Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759-1761 годах; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гического факультета Санкт-Пе­тербургского университета). В 1730-1760-е годы строи­тель­ст­во императорских двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли: в 1732-1736 годах ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 году по про­ек­ту Ж. Б. Леб­ло­на; не сохранился), в 1755 году — временный де­ре­вян­ный Зимний дворец Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го проспекта и на­бе­реж­ной Мой­ки (архитектор Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765-1768 годах). Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный Зимний дворец Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753-1762 годах на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

Трёх­этаж­ное зда­ние Зимнего дворца пред­став­ля­ет со­бой замк­ну­тое ка­ре с внутренним дво­ром. Фа­са­ды об­ра­ще­ны к Не­ве (дли­на фа­са­да 137 м; по цен­тру рас­по­ло­жен главный вход — Иор­дан­ский подъ­езд с Иор­дан­ской ле­ст­ни­цей, пла­фон ра­бо­ты Г. Ди­циа­ни), к Ад­ми­рал­тей­ст­ву (Сал­ты­ков­ский, или «Его ве­ли­че­ст­ва», подъ­езд вы­хо­дил на бывшею Раз­вод­ную площадь, где про­во­ди­лись раз­во­ды ка­рау­лов и смот­ры войск) и к Двор­цо­вой пло­ща­ди (подъ­ез­ды «Её ве­ли­че­ст­ва» и Ко­мен­дант­ский). Гран­ди­оз­ные раз­ме­ры двор­ца в сти­ле ба­рок­ко (пер­во­на­чаль­но в нём бы­ло свыше 1000 по­ме­ще­ний, 117 ле­ст­ниц, бо­лее 3800 две­рей и окон), силь­но вы­сту­паю­щие ри­за­ли­ты, ак­цен­ти­ров­ка сту­пен­ча­тых уг­лов, из­мен­чи­вый ритм ко­лонн со­з­да­ют впе­чат­ле­ние пла­стической мо­щи, тор­же­ст­вен­но­сти и ве­ли­ко­ле­пия.

Пыш­ная от­дел­ка фа­са­дов (скульп­ту­ры из пу­дож­ско­го из­вест­ня­ка над па­ра­пе­та­ми и фрон­то­на­ми, в 1892-1894 годах под руководством скульп­то­ра М. П. По­по­ва за­ме­нён­ные пус­то­те­лы­ми, вы­би­ты­ми из лис­то­вой ла­ту­ни; ко­ва­ные узор­ные ре­шёт­ки) и рас­по­ло­жен­ных ан­фи­ла­да­ми па­рад­ных за­лов и жи­лых по­ко­ев под­чёр­ки­ва­ет ре­пре­зен­та­тив­ное на­зна­че­ние Зимнего дворца. Двор­цо­вая церковь Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го по­строе­на в 1753-1762 годах; её внутреннее уб­ран­ст­во так­же ис­пол­не­но итальянскими и русскими мас­те­ра­ми под руководством Б. Ф. Рас­трел­ли (жи­во­пис­ный пла­фон ра­бо­ты Ф. Фон­те­бас­со). В эти же го­ды соо­ру­же­на Ма­лая (Сре­тен­ская) цер­ковь в по­ко­ях им­пе­рат­ри­цы (вос­ста­нов­ле­на пос­ле по­жа­ра в 1838-1839 годах).

По­сле 1762 года ра­бо­ту по внутренней от­дел­ке про­дол­жи­ли по­мощ­ни­ки Б. Ф. Рас­трел­ли — С. И. Че­ва­кин­ский и Ю. М. Фель­тен; вско­ре бы­ли при­вле­че­ны так­же Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и А. Ри­наль­ди. В конце XVIII — начале XX веков ин­терь­е­ры Зимнего дворца не­од­но­крат­но пе­ре­де­лы­ва­лись. В 1791-1793 годах соз­да­на Нев­ская ан­фи­ла­да, вклю­чав­шая Аван­зал, Боль­шой и Кон­церт­ный за­лы (ар­хи­тек­то­ры Дж. Ква­рен­ги, И. Е. Ста­ров); во 2-м эта­же но­во­го кор­пу­са (1783-1792 годы, Ква­рен­ги), со­еди­нив­ше­го Зимний дворец с Ма­лым Эр­ми­та­жем, бы­ли раз­ме­ще­ны ко­пии рос­пи­сей Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не; в 1795 году соз­дан па­рад­ный Ге­ор­ги­ев­ский (Боль­шой Трон­ный) зал (Ква­рен­ги; ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра — 1837-1842 годы, ар­хи­тек­то­ры В. П. Ста­сов и Н. Е. Ефи­мов).

В 1826 году от­кры­та Во­енная га­ле­рея 1812 го­да (К. И. Рос­си; порт­ре­ты ге­ро­ев Отечественной вой­ны 1812 года ра­бо­ты Дж. Доу и его по­мощ­ни­ков). В 1822-1837 годах по про­ек­там О. Р. де Мон­фер­ра­на де­ко­ри­ро­ва­ны за­лы Ма­рии Фё­до­ров­ны (Гос­ти­ная с ко­лон­на­ми из яш­мы, ны­не Ма­ла­хи­то­вый зал), соз­да­ны Ро­тон­да, Пет­ров­ский и Фельд­мар­шаль­ский за­лы. Поч­ти пол­но­стью унич­то­жен­ные по­жа­ром 17-19(29-31).12.1837 года ин­терь­е­ры к 1841 году вос­ста­нов­ле­ны А. П. Брюл­ло­вым и Ста­со­вым при уча­стии многих мас­те­ров; при­ме­не­ны ме­тал­лические кон­ст­рук­ции пе­ре­кры­тий (шпрен­ге­ли по про­ек­ту инженера М. Е. Клар­ка), час­тич­но за­ме­нён­ные в 1886-1887 годах.

Во второй половине XVIII-XIX веках с восточной сто­ро­ны к Зимнему дворцу при­строе­ны зда­ния, вхо­дя­щие ны­не в ан­самбль му­зея Эр­ми­таж: Ма­лый Эр­ми­таж с Северной, Южжной па­виль­о­на­ми и Ви­ся­чим са­дом (1764-1775 годы, ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот, Ю. М. Фель­тен; 4-й этаж над­стро­ен в 1840-1843 годах, В. П. Ста­сов; Па­виль­он­ный зал — 1850-1858 годы, А. И. Шта­кенш­ней­дер); Боль­шой, или Ста­рый, Эр­ми­таж (1771-1787 годы, Фель­тен; пе­ре­стро­ен в 1851-1859 годах, Шта­кенш­ней­дер), свя­зан­ный ароч­ным пе­ре­хо­дом над Зим­ней ка­нав­кой с Эр­ми­таж­ным те­ат­ром [1783-1789 годы, Дж. Ква­рен­ги; зал-ам­фи­те­атр де­ко­ри­ро­ван ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра и ни­ша­ми со скульп­ту­рой; от­дел­ка фойе — 1904 год, архитектор Л. Н. Бе­нуа]; Но­вый Эр­ми­таж (1842-1851 годы, по про­ек­ту Л. фон Клен­це, под руководством Ста­со­ва и Н. Е. Ефи­мо­ва; пор­тик с ат­лан­та­ми — 1846 год — 48, скульп­тор А. И. Те­ре­бе­нёв).

05(17).02.1880 года на­ро­до­во­лец С. Н. Хал­ту­рин про­из­вёл в Зимнем дворце взрыв, по­вре­див­ший под­вал, га­упт­вах­ту и сто­ло­вую. По­сле убий­ст­ва Алек­сан­д­ра II [01(13).03.1881 года] Алек­сандр III пе­ре­нёс свою ре­зи­ден­цию в Гат­чи­ну и ис­поль­зо­вал Зимний дворец в основном для па­рад­ных це­ре­мо­ний. С во­ца­ре­ни­ем Ни­ко­лая II (1894 год) императорская фа­ми­лия вер­ну­лась в Зимний дворец (бывшие по­кои Ни­ко­лая I за­но­во от­де­ла­ны, например биб­лио­те­ка — архитектор А. Ф. Кра­сов­ский). В 1904 Ни­ко­лай II с семь­ёй пе­ре­ехал в Цар­ское Се­ло. В начале Первой ми­ро­вой вой­ны в за­лах Нев­ской ан­фи­ла­ды раз­ме­щал­ся гос­пи­таль.

С ию­ля 1917 года Зимний дворец — ре­зи­ден­ция Временного пра­ви­тель­ст­ва; в ночь с 25 на 26.10(с 07 на 08.11).1917 года был за­хва­чен ре­во­люционными вой­ска­ми. В 1918 году пе­ре­име­но­ван во Дво­рец ис­кусств (на­зва­ние не при­жи­лось). С 1920 года в час­ти по­ме­ще­ний рас­по­ла­гал­ся Му­зей ре­во­лю­ции. До 1922 года в Зимнем дворце на­хо­ди­лись: при­ём­ный пункт для во­ен­но­плен­ных, об­ще­жи­тие дет­ской ко­ло­нии, Штаб по уст­рой­ст­ву мас­со­вых тор­жеств; Ни­ко­ла­ев­ский зал пе­ре­обо­ру­до­ван под ки­но­зал. В 1922 году б ́оль­шая часть Зимнего дворца пе­ре­да­на Эр­ми­та­жу (це­ли­ком пе­ре­дан в 1945 году).

Ши­ро­ко­мас­штаб­ные рес­тав­рационные ра­бо­ты ве­лись в 1920-1930-х годах и в 1940-1960-х годах, по­сле по­па­да­ния артиллерийских сна­ря­дов и авиа­бомб во вре­мя бло­ка­ды. В 1946 году фа­са­ды ок­ра­ше­ны в пер­во­на­чаль­ный би­рю­зо­вый цвет (в конце XIX века бы­ли тём­но-крас­ны­ми, с 1911 года ро­зо­вы­ми). В 1971 году в со­ста­ве Эр­ми­та­жа соз­да­ны Рес­тав­рационные мас­тер­ские, ко­то­рые ве­дут все ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию и со­хра­не­нию Зимнего дворца. В 2001 году для пуб­ли­ки от­крыт внутренний двор, где про­во­дят­ся лет­ние сим­фо­нические кон­цер­ты. В со­ста­ве па­мят­ни­ков ис­то­рического цен­тра Санкт-Пе­тер­бур­га Зимний дворец вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в середине восемнадцатого века и до революции семнадцатого года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.

История Зимнего дворца

Зимний дворец был построен в пятьдесят четвертом — шестьдесят втором годах итальянским архитектором Растрелли. Грандиозное здание, в котором больше тысячи помещений и в десять раз меньше лестниц, северным фасадом обращено к Неве, южным – к Дворцовой площади. Разнообразные сочетания ризалитов, портиков, подчеркнутые линиями карниза и балюстрады, делают фасад необычайно живописным.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Над оформлением дворцовых интерьеров в разные годы работали Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Карл Росси. На втором этаже, куда ведет построенная Растрелли и переделанная после пожара тридцать седьмого года девятнадцатого века Иорданская лестница – анфилады парадных залов, преимущественно оформленные Джакомо Кваренги и Иваном Старовым во второй половине восемнадцатого века. При пожаре дворец сильно пострадал, но был заново отстроен за два года. Многие помещения были оформлены в соответствии с новыми вкусами тридцатых годов восемнадцатого века, но фасад здания и отдельные помещения были восстановлены в прежнем виде.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Дворец долгое время был зимней резиденцией российских императоров, а с июля по ноябрь семнадцатого года двадцатого века служил залом заседания Временного правительства. Через год часть, а через четыре года всё здание передано Государственному Эрмитажу.

В начале девятнадцатого века для окончательного оформления архитектурного ансамбля Дворцовой площади, на которой и расположен Зимний дворец, напротив него архитектор Карл Росси спроектировал здание Главного штаба. Два громадных дугообразных здания, обрамляющих площадь, связывает триумфальная арка – памятник в честь победы над Наполеоном. Арку украшают композиции из воинских доспехов, а завершает ее колесница, управляемая богиней победы Никой.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна, воздвигнутая в стиле ампир в тридцать четвертом году девятнадцатого века французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого в память о победе его старшего брата Александра Первого над Наполеоном.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Большая часть колонн этого фасада как бы «сбежалась» к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Зимний дворец Санкт Петербург

Это грандиозное здание, расположенное в Санкт-Петербурге, как и все архитектурные творения города, отличается своей изысканностью соединенной с пышностью, помпезностью. Зимний дворец Санкт-Петербург служит центром искусства и туризма Российской Федерации, ее великой достопримечательностью. Это сооружение имеет многовековую, загадочную историю, окутанную легендами и мифами. Пышность дворца очаровывает и заставляет перенестись в далекие времена императоров, балов и светской жизни того времени. Архитектурные решения, примененные при строительстве, поражают своим великолепием. Конструкция прошла ряд изменений, она перевоплощалась несколько раз и пришла в своем окончательном облике в наше время. Расположено данное творение на Дворцовой площади, соединившись с ней в единое целое и воссоздав грандиозный ландшафт.

Зимний дворец: описание здания

Стиль, в котором выполнено здание – елизаветинское барокко. С периода советских времен в этом помещении размещается основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец всю свою историю был резиденцией российских императоров.

Многие туристы на память создали зимнего дворца фото. Эта необычайная красота завораживает. Дворец шикарен как снаружи, так и внутри. Далее об этом поподробнее.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Архитектура дворца

Архитектура Зимнего дворца поражает своей многогранностью. Высота здания подчеркнута двухъярусными колоннами. Стиль барокко сам по себе является примером пышности и богатства.

Это сооружение имеет 3 этажа, внутренний двор, в плане форму каре, состоящую из 4 флигелей. Фасады дворца обращены к реке Неве, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Фасады отделаны очень изысканно, главный – прорезан аркой. Торжественность и великолепие создают необычные архитектурны решения Растрелли: выступы ризалитов, неравномерное распределение колон, разнообразная компоновка фасадов, акценты на ступенчатых углах здания.

Зимний дворец состоит из 1084 различных комнат, имеющих в общей сложности 1945 окон. Предусмотрено 117 лестниц. Для мировой практики того времени это здание было необычным тем, что в стротельстве было применено огромное количество металла.

Колористика дворца такова, что соответствует песчаным оттенкам. Такой ход задумал архитектор Растрелли. Местные власти после всяческого выбора цветовых решений пришли к выводу, что нужно воссоздать ту цветовую гамму, которая была продумана и выполнена Растрелли.

Зимний дворец изнутри

К сожалению, того оригинального великолепия, созданного великим архитектором, в современное время нет. Причиной тому послужил пожар 1837 года. Смогли сохраниться только несущие стены и полуколонны на первом этаже, в отличии от отделки всех залов.

Зимний дворец имеет следующие залы:

  • Фельдмаршальский зал (его украшают портреты 6 фельдмаршалов, по традиции 7-я ниша пустует);
  • Иорданская галерея (выполнена в стиле русского барокко, название получила в честь крестного хода из Большой церкви Зимнего дворца через это помещение);
  • Петровский/Малый тронный зал (посвящен памяти Петра I);
  • Гербовый зал (после пожара восстановлен В.П. Стасовым в стиле русского позднего классицизма, предназначен был для приемов господ, имеет гербы российских губерний);
  • Георгиевский/Большой тронный зал (расположен белый мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона»);
  • Военная галерея (посвящена войне с Наполеоном и победе над ним);
  • Пикетный/Новый зал (посвящен истории русской армии);
  • Большая церковь (сооружена звонница с 5 колоколами, выполнена в стиле барокко);
  • Покои императрицы Марии Александровны (состоят из Золотой гостиной, Танцевального зала, Синей спальни, Будуара, Малинового кабинета);
  • Александровский зал (в настоящее время находится коллекция серебра западноевропейского происхождения);
  • Аванзалы Невской парадной анфилады (состоит из концертного зала, Аванзала, Николаевского зала);
  • Белая столовая (отличается разнообразием интерьера, выполнена в стиле рококо);
  • Малахитовая гостиная (было использовано для отделки 125 пудов малахита, вся гостиная обрамлена в него).

Заключение

Зимний дворец всегда был и будет символом величия Российского государства. Это непоколебимый лидер среди туристических объектов мирового масштаба. Ради такой исторической красоты немало ошеломленных туристов ставят первым в списке по посещению именно Зимний дворец с его чарующим летним садом, разбитым на берегу Невы.

  • Наиболее известные и посещаемые смотровые площадки мира

Площадки для осмотра, расположенные на наиболее высоких сооружениях и небоскребах, стали очень попул

Михайловский замок в Питере

Михайловский замок – необычайно красивое место в Питере, вобравшее в себя историю и легенды и не пос

Ростральные колонны – хранительницы памяти о величии Русского флота

Стрелка Васильевского острова – любимое место отдыха Петербуржцев, и культурно-познавательного время

Александровская колонна

Северная столица, Санкт-Петербург, — одно из самых замечательных мест в России, где сконцентрировано

Летний сад

Среди многочисленных садов Петербурга Летний сад по праву занимает главенствующее место. Этот прекра

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector