Зачем нужен современный GPS мониторинг транспорта
Что такое GPS-мониторинг и зачем нужен?
GPS-мониторинг — это специализированная система, которая предназначается для слежения и контроля состояния любых подвижных объектов. Систему GPS-мониторинга можно установить практически на любой автотранспорт — на легковые/грузовые автомобили и автобусы, речные и морские судна, мототехнику, специализированную технику, которая предназначается для осуществления дорожностроительных или сельскохозяйственных работ.
Содержание статьи:
GPS-мониторинг и что это такое
Система GPS-мониторинга состоит как минимум из двух важных компонентов — самого GPS-трекера и его программного обеспечения. GPS-трекер монтируется в транспортное средство. После этого он определяет координаты при помощи спутников и передает данные на специальный защищенный сервер. Что касается программного обеспечения, оно необходимо для того, чтобы обработать полученные данные и вывести готовые координаты на карту, где будет показана локация транспорта, а также маршрут, который он осуществил за определенный период времени. Помимо определения маршрута и местоположения, можно получать информацию об остановках, пробеге, топливном расходе (в том числе о заправках и сливах топлива), а также о том, что транспорт отклонился от заданного маршрута.
Предназначение GPS-мониторинга
Установка такой системы даст возможность полностью следить за всем транспортный парком, улучшить рабочие процессы, полностью исключить злоупотребления со стороны нечестных водителей, такие как: бесконечные сливы топлива, бесконтрольные рейсы, фальшивые чеки, накрутка счетчиков и другие махинации.
Пожалуй, самая главная задача, которую хотят решить транспортные фирмы с помощью спутникового мониторинга, помимо контроля местоположения транспорта, является контроль расхода топлива. Финансовые расходы на топливо — это один из важнейших пунктов в расходах транспортных фирм. Уменьшение затрат на топливо положительно оказывает влияние на доходы. Конечно, можно просто сказать водителям, чтобы они экономно относились к расходу топлива, но вероятность, что это сработает, крайне мала, ведь никто из водителей в этом не заинтересован. А если водители и будут экономить, то лишнее топливо скорее сами продадут, чем отложат для следующих рейсов. Пренебрегая средствами контроля, руководства компаний выносят решение об экономии на зарплате водителей, аргументируя это тем, что те и так получают дополнительные доходы на сливе топлива. А из-за этого количество сливов, махинаций и количество «левых» рейсов наоборот стремительно растет, и это только оказывает негативное влияние на доходы компании.
Именно по этой причине, ведущие компании уже давным-давно оборудовали свой транспорт системой GPS-мониторинга. На сегодняшний день такая система стала гораздо дешевле и доступнее, чем раньше. Учитывая цены на топливо, монтаж GPS-оборудования на весь автопарк окупается очень быстро, так как с его помощью в среднем экономится на 20-30% меньше топлива. Внедрение такой системы не только исключит махинации со стороны нечестных водителей, но и будет мотивировать сотрудников честно зарабатывать и экономить топливо, путем повышения оклада. GPS-трекер купить в Харькове, Киеве, Одессе с доставкой по Украине можно на 130.com.ua.
GPS-мониторинг против махинаций с топливом
Для того, чтобы получить эффективную систему контроля, необходимо точно знать какие параметры будет контролировать система и какие могут быть махинации с топливом. Есть множество способов краж топлива, но мы расскажем про самые распространенные.
Сливы топлива
Первое что приходит в голову после фразы «махинация с топливом» — это, конечно же, слив топлива и его последующая перепродажа. Когда транспорт прибывает к месту назначения, его топливный бак редко остается пустым. Если обнаруживается обратное, значит оставшееся топливо сливают водители, чтобы потом его перепродать. Система позволяет осуществлять контроль за заправками и сливами, и поможет полностью избавиться от такой проблемы.
Левые рейсы
Если в машине нет GPS-трекера, узнать о настоящем маршруте, который проехал водитель, невозможно. Поэтому, не исключено появление «левых» рейсов и использование транспорта водителем в собственных целях. Соответственно, если такие рейсы случаются, значит топлива было потрачено больше, чем надо. Исключить это можно при помощи внедрения системы GPS-мониторинга.
Левые чеки
Следующая схема широко распространяется в тех компаниях, где водители закупают топливо наличными, а отчитываются за него чеками. Махинация происходит следующим образом — для каждого транспорта и маршрута, который он должен проехать, есть норма по расходу топлива. Когда случается перерасход, компания компенсирует водителю лишнюю потраченную сумму, но только при предъявлении чека. Тут и появляется возможность для маневра, и водители его не упускают, покупая фальшивые чеки на автозаправках. За такие чески просится компенсация, якобы, за перерасход, которого даже и не было. Но так как чек есть — есть и компенсация. С наличием системы контроля расхода топлива, вы всегда будете знать точный расход топлива на любом транспортном средстве и сможете проверить действительно ли был перерасход или водитель пытается вас обмануть.
Преимущества спутникового мониторинга
Система GPS-мониторинга дает возможность получать актуальную информацию, которая значительно улучшит рабочие процессы. Среди такой информации можно выделить:
1. Точный и актуальный отчет по контролю топлива с учетом скоростного режима, состояния дорог, а также подъемов и спусков на дорогах.
2. Детализированную систему отчетности перемещения транспортного средства (остановки, скоростной режим, а также информацию о превышениях скорости).
3. Создание подробных графиков по заправках и сливах топлива с указанием места, даты и времени заправки или слива.
4. Мониторинг показаний датчиков в реальном времени (датчик расхода топлива, температуры рефрижератора, температуры двигателя, вращения узлов бетономешалки и другие).
Лучшие GPS-маяки
Ищете качественный и самый лучший gps-навигатор? Данный рейтинг gps-навигаторов составляется на основании таких параметров как: высокий спрос с положительными отзывами от наших клиентов, качественное изготовление — отсутствие заводского брака и сервисных обращений, а также официальная гарантийная и пост гарантийная поддержка в Украине.
GPS-контроллер X-Keeper Invis Duos в авто
GPS-маяк для авто ibag Dakar Pro
GPS трекер для машины Teltonika FMB920 с функцией Bluetooth и встроенным аккумулятором
Материалы по теме
С появленим GPS-трекеров у каждого из нас появилась возможность следить за передвижениями любого объекта — будь то автомобиль в дороге, неверная жена или кот, выходящий на прогулку. В заметке рассмотрены основные характеристики GPS-трекеров на примере двух самых популярных моделей.
Выбираете GPS-трекер? Узнайте как работает gps трекер, как происходит установка gps трекера на автомобиль, и принцип работы трекеров.
С помощью мастера подбора можно с легкостью выбрать GPS-трекер по основным критериям, таким как наличие встроенного аккумулятора, возможность контроля транспорта в режиме онлайн, количество SIM-карт и наличие дополнительных входов для подключения датчиков.
Основная цель, которую преследует GPS трекер — повышение эффективности использования транспорта. Достигается за счёт оптимизации маршрутов перемещения, перенаправления потока транспорта в зависимости от текущей обстановки достигается сокращением пробега на 5-15 %.
Защита автомобиля — задача каждого водителя. Однако эта обязанность быстро превращается в проблему, когда злоумышленники активизируются, и машины угоняют все чаще. Для отслеживания автомобиля используют GPS-трекеры. В данной статье мы рассмотрим лучшие GPS-трекеры.
Для чего нужен GPS-маяк? Конструкция GPS-маяка и как он работает? Какие имеются дополнительные функции у маяка и как им пользоваться?
Система спутниковой навигации GPS – принцип, схема, применение
Спутниковая навигация GPS давно уже является стандартом для создания систем позиционирования и активно применяется в различных трекерах и навигаторах. В проектах Arduino GPS интегрируется с помощью различных модулей, не требующих знания теоретических основ. Но настоящему инженеру должно быть интересно разобраться со принципом и схемой работы GPS, чтобы лучше понимать возможности и ограничения этой технологии.
Схема работы GPS
GPS – это спутниковая навигационная система, разработанная Министерством обороны США, которая определяет точные координаты и время. Работает в любой точке Земли в любых погодных условиях. GPS состоит из трех частей – спутников, станций на Земле и приемников сигнала.
Идея создания спутниковой навигационной системы зародилась еще в 50-е годы прошлого столетия. Американская группа ученых, наблюдающая за запуском советских спутников, заметила, что при приближении спутника частота сигнала увеличивается и уменьшается при его отдалении. Это позволило понять, что возможно измерить положение и скорость спутника, зная свои координаты на Земле, и наоборот. Огромную роль в развитии навигационной системы сыграл запуск спутников на низкую околоземную орбиту. А в 1973 году была создана программа «DNSS» («NavStar»), по этой программе спутники запускались на среднюю околоземную орбиту. Название GPS программа получила в том же 1973 году.
Система GPS на данный момент используется не только в военной области, но и в гражданских целях. Сфер применения GPS много:
Тектоника плит – происходит слежение за колебаниями плит;
Определение сейсмической активности;
Спутниковое отслеживание транспорта – можно проводить мониторинг за положением, скоростью транспорта и контролировать их движение;
Геодезия – определение точных границ земельных участков;
Игры, геотегинт и прочие развлекательные области.
Важнейшим недостатком системы можно считать невозможность получения сигнала при определенных условиях. Рабочие частоты GPS лежат в дециметровом диапазоне волн. Это приводит к тому, что уровень сигнала может снизиться из-за высокой облачности, плотной листвы деревьев. Радиоисточники, глушилки, а в редких случаях даже магнитные бури также могут мешать нормальной передаче сигнала. Точность определения данных будет ухудшаться в приполярных районах, так как спутники невысоко поднимаются над Землей.
Навигация без GPS.
Основным конкурентом GPS является российская система ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Свою полноценную работу система начала с 2010 года, попытки активно использовать ее предпринимались с 1995 года. Существует несколько отличий между двумя системами:
Разные кодировки – американцы используют CDMA, для российской системы используется FDMA;
Разные габариты устройств – ГЛОНАСС использует более сложную модель, поэтому повышается энергопотребление и размеры устройств;
Расстановка и движение спутников на орбите – российская система обеспечивает более широкий охват территории и более точное определение координат и времени.
Срок службы спутников – американские спутники делаются более качественными, поэтому они служат дольше.
Помимо ГЛОНАСС и GPS существуют и другие менее популярные навигационные системы – европейский Galileo и китайский Beidou.
Принцип работы GPS
Работает система GPS следующим образом – приемник сигнала измеряет задержку распространения сигнала от спутника до приемника. Из полученного сигнала приемник получает данные о местонахождении спутника. Для определения расстояния от спутника до приемника задержка сигнала умножается на скорость света.
С точки зрения геометрии работу навигационной системы можно проиллюстрировать так: несколько сфер, в середине которых находятся спутники, пересекаются и в них находится пользователь. Радиус каждой из сфер соответственно равен расстоянию до этого видимого спутника. Сигналы от трех спутников позволяют получить данные о широте и долготе, четвертый спутник дает информацию о высоте объекта над поверхностью. Полученные значения можно свести в систему уравнений, из которых можно найти координату пользователя. Таким образом, для получения точного местоположения необходимо провести 4 измерения дальностей до спутника (если исключить неправдоподобные результаты, достаточно трех измерений).
Поправки в полученные уравнения вносит расхождение между расчетным и фактическим положением спутника. Погрешность, которая возникает в результате этого, называется эфемеридной и составляет от 1 до 5 метров. Также свой вклад вносят интерференция, атмосферное давление, влажность, температура, влияние ионосферы и атмосферы. Суммарно совокупность всех ошибок может довести погрешность до 100 метров. Некоторые ошибки можно устранить математически.
Чтобы уменьшить все погрешности, используют дифференциальный режим GPS. В нем приемник получает по радиоканалу все необходимые поправки к координатам от базовой станции. Итоговая точность измерения достигает 1-5 метров. При дифференциальном режиме существует 2 метода корректировки полученных данных – это коррекция самих координат и коррекция навигационных параметров. Первый метод использовать неудобно, так как все пользователи должны работать по одним и тем же спутникам. Во втором случае значительно увеличивается сложность самой аппаратуры для определения местоположения.
Существует новый класс систем, который увеличивает точность измерения до 1 см. Огромное влияние на точность оказывает угол между направлениями на спутники. При большом угле местоположение будет определяться с большей точностью.
Точность измерения может быть искусственно снижена Министерством обороны США. Для этого на устройствах навигации устанавливается специальный режим S/A – ограниченный доступ. Режим разработан в военных целях, чтобы не дать противнику преимущества в определении точных координат. С мая 2000 года режим ограниченного доступа был отменен.
Все источники ошибок можно разделить на несколько групп:
Погрешность в вычислении орбит;
Ошибки, связанные с приемником;
Ошибки, связанные с многократным отражением сигнала от препятствий;
Ионосфера, тропосферные задержки сигнала;
Геометрия расположения спутников.
В систему GPS входит 24 искусственных спутника Земли, сеть наземных станций слежения и навигационные приемники. Станции наблюдения требуются для определения и контроля параметров орбит, вычисления баллистических характеристик, регулировка отклонения от траекторий движения, контроль аппаратуры на бору космических аппаратов.
Характеристики навигационных систем GPS:
Количество спутников – 26, 21 основной, 5 запасных;
Количество орбитальных плоскостей – 6;
Высота орбиты – 20000 км;
Срок эксплуатации спутников – 7,5 лет;
Рабочие частоты – L1=1575,42 МГц; L2=12275,6МГц, мощность 50 Вт и 8 Вт соответственно;
Надежность навигационного определения – 95%.
Навигационные приемники бывают нескольких типов – портативные, стационарные и авиационные. Приемники также характеризуются рядом параметров:
Количество каналов – в современных приемников используется от 12 до 20 каналов;
Наличие картографической поддержки;
Различные технические характеристики – материалы, прочность, защита от влаги, чувствительность, объем памяти и другие.
Принцип действия самого навигатора – в первую очередь устройство пытается связаться с навигационным спутником. Как только связь будет установлена, происходит передача альманаха, то есть информации об орбитах спутников, находящихся в рамках одной навигационной системы. Связи с одним только спутником недостаточно для получения точного местоположения, поэтому оставшиеся спутники передают навигатору свои эфемериды, необходимые для определения отклонений, коэффициентов возмущения и других параметров.
Холодный, теплый и горячий старт GPS навигатора
Включив навигатор впервые или после долгого перерыва, начинается долгое ожидание для получения данных. Долгое время ожидания связано с тем, что в памяти навигатора отсутствуют либо устарели альманах и эфемериды, поэтому устройство должно выполнить ряд действий по получению или обновлению данных. Время ожидания, или так называемое время холодного старта, зависит от различных показателей – качество приемника, состояние атмосферы, шумы, количество спутников в зоне видимости.
Чтобы начать свою работу, навигатор должен:
Найти спутник и установить с ним связь;
Получить альманах и сохранить его в памяти;
Получить эфемериды от спутника и сохранить их;
Найти еще три спутника и установить с ними связь, получить от них эфемериды;
Вычислить координаты при помощи эфемерид и местоположения спутников.
Только пройдя весь этот цикл, устройство начнет работать. Такой запуск и называется холодным стартом.
Горячий старт значительно отличается от холодного. В памяти навигатора уже имеется актуальный на данный момент альманах и эфемериды. Данные для альманаха действительны в течение 30 дней, эфемерид – в течение 30 минут. Из этого следует, что устройство выключалось на непродолжительное время. При горячем старте алгоритм будет проще – устройство устанавливает связь со спутником, при необходимости обновляет эфемериды и вычисляет местоположение.
Существует теплый старт – в этом случае альманах является актуальным, а эфемериды нужно обновить. Времени на это затрачивается немного больше, чем на горячий старт, но значительно меньше, чем на холодный.
Ограничения на покупку и использование самодельных модулей GPS
Российское законодательство требует от производителей уменьшать точность определения приемников. Работать с незагрубленной точностью может производиться только при наличии у пользователя специализированной лицензии.
Под запретом в Российской Федерации находятся специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (СТС НПИ). К таковым относятся GPS трекеры, которые используются для негласного контроля над перемещением транспорта и прочих объектов. Основной признак незаконного технического средства – его скрытность. Поэтому перед приобретением устройства нужно внимательно изучить его характеристики, внешний вид, на наличие скрытых функций, а также просмотреть необходимые сертификаты соответствия.
Также важно, в каком виде продается устройство. В разобранном виде прибор может не относиться к СТС НПИ. Но при сборе готовое устройство уже может относиться к запрещенным.
Как работает GPS-трекер и для чего нужен
Основное назначение GPS-трекеров — определять координаты объекта и передавать их наблюдателю. Эти устройства подходят для решения различных задач. Например, если вам нужно наладить удаленный контроль за имуществом или вы хотите всегда быть в курсе, где находятся близкие.
Расскажем подробнее, как работает GPS-трекер, с помощью каких технологий отслеживают местоположение и какие устройства для таких задач бывают.
Как работает GPS-отслеживание
Положение объекта GPS-трекеры вычисляют с помощью спутниковых сигналов глобальных систем GPS и ГЛОНАСС, а также — по базовым станциям сотовой связи в местах, где спутниковый сигнал недоступен. Во многих трекерах ГдеМои используется вспомогательная высокоточная технология A-GPS (Assisted GPS) с быстрым холодным стартом. Она помогает получать координаты объекта еще быстрее, чем привычный GPS.
Технически GPS-трекер совмещает в себе GNSS-приемник и GSM-модуль. Это значит, что устройство может определять координаты, скорость движения и передавать эти данные через GPRS-канал сотовой связи. Для этого используется SIM-карта, которая поставляется вместе с трекером.
Как смотреть местоположение объекта с GPS-трекером
GPS-трекер — это электронное устройство, которое определяет координаты объекта. Но чтобы местоположение можно было посмотреть на карте необходимо специальное программное обеспечение. Получает, обрабатывает и показывает координаты система GPS-мониторинга.
С помощью неё пользователи могут видеть местоположение объектов в
режиме реального времени. В сервисе ГдеМои для наблюдения с компьютера используется веб-интерфейс: для доступа достаточно браузера. А для отслеживания автомобиля или сотрудника через смартфон мы разработали удобное мобильное приложение.
Какие бывают GPS-устройства
Два основных GPS-устройства — это трекер и маяк. Отличие в том, что GPS-трекер делает это в режиме реального времени, в результате вы будете каждую минуту знать, где находится ваш ребенок, сотрудник или автомобиль. А GPS-маяк передает координаты с заданной частотой, например, два-три раза в день. Его используют тогда, когда нет необходимости в непрерывном мониторинге. Например, для контроля за движением грузов, защиты от кражи техники и т.д.
Как работает GPS-трекер: непрерывный режим мониторинга
Устройство максимально подробно фиксирует движение. Точки поездки собираются каждые несколько секунд и формируют детальный трек. Идеально подходит для контроля транспорта и выездных сотрудников, можно считать пробег по GPS.
Как работает GPS-маяк: интервальный режим мониторинга
GPS-маяк передает данные через установленный пользователем интервал времени, обычно несколько часов. Трек не будет детальным, зато устройство может проработать без подзарядки до нескольких лет. Некоторые модели работают только в одном режиме, тогда как работу других можно гибко настраивать в соответствии с задачами. Например, линейка ГдеМои М9 для отслеживания грузов может работать в обоих режимах.
В каких случаях GPS-трекер лучше смартфона
Многие не понимают зачем нужен трекер если современные телефоны и так могут отслеживать геолокацию. Но кроме указанных выше технологий, которые поддерживает не каждый смартфон, GPS-трекер обладает рядом преимуществ. Он постоянно находится на объекте, во много раз экономнее расходует заряд и для его работы присутствие человека и даже сотовой связи не всегда нужно. Вот примеры нескольких задач, с которыми справится GPS-трекер лучше телефона.
- Контроль транспорта: можно в реальном времени следить за маршрутом и показателями наемных и личных автомобилей — грузовых и легковых.
- Безопасность близких: всегда быть в курсе местонахождения детей и других членов семьи.
- Сохранность грузов: отслеживать перемещение и соблюдение условий перевозки, прикрепив маячок непосредственно на груз или к автомобилю.
- Сохранность техники: удаленно контролировать режим эксплуатации техники .
- Контроль животных: смотреть местоположение сельскохозяйственных животных и домашних питомцев.
Для чего используют ГЛОНАСС?
Глобальная спутниковая навигационная система – это современный инструмент удаленного контроля за эксплуатацией транспортных средств, совершающих коммерческие перевозки. При помощи навигационных трекеров, размещенных в салоне автомобиля, можно выявить координаты расположения машины, отследить скорость ее передвижения, получить информацию о реальном километраже пробега, а также данные по ряду других ключевых параметров. Собранные сведения помогут не только определить местонахождение транзитных объектов, но и способствуют оптимизации бизнес-процессов.
Спутниковая навигация – что это такое?
ГЛОНАСС – способ удаленного слежения за перемещениями транспортного средства, основанный на спутниковой навигации. Это отечественная система мониторинга, которая во многом стабильнее GPS. С ее помощью вы получаете бесперебойный доступ к треку интересующего вас транспорта. Все, что нужно сделать – разместить оборудование в автомобиле и наблюдать при помощи компьютера. Следить за перемещениями можно в режиме реального времени или в записи. Обмануть систему без уведомления контролера практически невозможно.
Точность и непрерывность показаний обеспечивается за счет функционирования 24 спутников, однако даже сигнала от 3-4 источников будет достаточно для фиксации данных.