Профессионалы знают хитрости обслуживания техники климат-контроля

Профессионалы знают хитрости обслуживания техники климат-контроля

Профессионалы знают хитрости обслуживания техники климат-контроля

Советы экспертов по очистке и обслуживанию кондиционера

Когда лето на горизонте, вы знаете, что палящие жаркие дни не так уж далеко, а это значит, что следует готовиться к этому периоду уже сейчас. Распустятся летние цветы, покроются молодой листвой деревья, а горячее солнце заставит вас искать прохладное местечко. При этом, в доме повысится уровень влажности, который нельзя понизить обычным вентилятором.

И вот тогда наступит время включать кондиционер. Но что делать, если по неведомой причине он не работает. И вроде бы вы не прикасались к нему с прошлого лета, а значит, поломка исключена…. Но в том-то и проблема, что он долго простоял без дела, собирая грязь, пыль и мусор, которые за долгие зимние месяцы засорили систему. Это и становится одной из наиболее частых причин неисправности устройства.

По правде говоря, кондиционер нуждается в надлежащем обслуживании, даже если он не используется. При этом, регулярная чистка поможет вам избежать проблем с дорогостоящим ремонтом, который может негативно отразиться на семейном бюджете и на вашем настроении. Но как почистить кондиционер правильно? Об этом и пойдет разговор далее.

Проверьте инструкции

Ваш кондиционер должен поставляться с инструкцией по эксплуатации, в которой подробно описано, как получить доступ и очистить воздушные фильтры и любые другие обслуживаемые пользователем детали. Если у вас больше нет инструкции, вы можете скачать копию с веб-сайта производителя.

Очистка фильтров

Прежде, чем приступить к очистке кондиционера, не забудьте выключить питание системы. Чтобы отключить питание, найдите сервисную панель на внешнем конденсаторе или компрессоре. Обычно это – запорная коробка рядом с устройством.

Очистка и замена фильтров — это самое главное. В каждом кондиционере есть воздушный фильтр, и если вы его не поменяете или не почистите, воздушный поток будет слабым и неэффективным.

Засоренные фильтры (и катушки, к которым мы вернемся через минуту) заставляют ваш блок переменного тока работать усерднее и расходовать больше энергии на охлаждение вашего дома — это стоит больше для вас, не давая результатов.

Для центральных кондиционеров рекомендуется проверять фильтр каждые 30-60 дней, чтобы не допустить его чрезмерного засорения.

Образ жизни при этом имеет большое значение, так как людям, у которых есть дети или домашние животные, возможно, придется менять фильтры каждый месяц, в то время как тем, у кого не слишком много посетителей или животных, фильтр можно менять лишь раз в два-три месяца.

Для оконного, настенного или переносного кондиционера откройте кондиционер в соответствии с инструкциями производителя и снимите фильтр для очистки. Его лучше чистить каждые две недели. Очистите фильтр от пыли, промойте его теплой мыльной водой. После полного высыхания фильтра поместите его обратно в устройство.

Чистка катушек конденсатора переменного тока

Чтобы очистить змеевики кондиционера, снимите боковые и верхние панели, также известные, как защитные решетки, с конденсаторного блока.

Катушки помогают перемещать горячий и холодный воздух, поэтому убедитесь, что они не забиты грязью и пылью. В центральной системе кондиционирования воздуха вы можете легко очистить наружный конденсаторный блок, прежде чем нанять профессионала для осмотра остальных деталей.

Для оконных и переносных блоков откройте кондиционер, чтобы добраться до змеевиков внутри. Смахните любую грязь с катушек кондиционера мягкой щеткой или тряпкой, а затем очистите поверхность распылителем, наполненным слегка мыльной водой. Попробуйте добавить немного мягкого моющего средства или мыла для посуды в бутылку, если грязь трудно удалить. Оконные блоки также имеют наружные ребра в задней части, которые вы можете очистить таким же образом.

Промывка конденсатора

Удалите грязь с конденсатора. Смойте листья и мусор, которые могут загрязнять основание конденсатора. Если конденсатор имеет дренаж, обязательно очистите его тщательным образом.

Для лопастей вентилятора воздуходувки используйте пылесос и тряпку, чтобы тщательно очистить ее. Затем зафиксируйте все незакрепленные болты. Нанесите несколько капель масла в отверстия, если двигатель вентилятора имеет масляные отверстия, после чего уберите все излишки воды внутри устройства.

Как очистить жалюзи внутреннего блока

Вы также можете снять жалюзи внутреннего блока. Жалюзи – это колеблющиеся лопасти, которые направляют поток воздуха. Тщательно протрите их, а также пространство за ними внутри устройства, сухой мягкой тканью или пройдите пылесосом. Опять же, убедитесь, что устройство выключено, прежде чем приступать к этой работе.

Проверьте блок кондиционирования воздуха

После того, как вы закончите чистку центрального кондиционера, включите питание конденсатора. Вы можете сделать это, предварительно выключив термостат в вашем доме. Затем включите питание, как на отсоединительной коробке, так и на главной панели. Наконец, отрегулируйте термостат на режим охлаждения, чтобы активировать вашу систему кондиционирования воздуха.

Проверяем линии хладагента

Трубопроводы хладагента обычно покрываются пенопластовой изоляцией, что позволяет предотвратить потерю энергии. Трубки хладагента проходят от змеевика испарителя на воздухоочистителе к конденсатору, расположенному снаружи вашего дома. Если изоляция на трубопроводах хладагента повреждена, замените ее, чтобы повысить эффективность вашей системы кондиционирования воздуха. Первый способ устранить эту проблему заключается в приобретении пеноизолирующей втулки для трубопровода хладагента. Второй способ – обернуть линии хладагента изоляционной лентой.

Постоянно проверяйте наличие общих проблем

Слабый поток воздуха, обледенелые змеевики и утечки во всех типах агрегатов могут указывать либо на засорение вашего кондиционера, либо на засорение фильтра. Утечки в кондиционере также могут говорить о том, что его насосы и трубки могут быть повреждены или заблокированы, что означает, что пришло время позвонить профессионалу. Фреон не изнашивается и может служить достаточно долго, поэтому, если уровень фреона низкий, он просачивается наружу. Если это так, вам нужно будет пригласить профессионала и проверить причину утечки в центральном или оконном кондиционере.

Убедитесь, что ничто не блокирует устройство

Воздушный поток очень важен для систем охлаждения, поэтому убедитесь, что нет никаких кроватей, комодов, одежды, книг или других предметов, блокирующих вентиляционные отверстия устройства. Для наружного блока вашего центрального кондиционера желательно оставить вокруг него, по крайней мере, зазор размером с ладонь.

Обслуживание устройства специалистами

Следует учитывать, что система климат-контроля нуждается в регулярном профессиональном обслуживании. Если очистку поверхности устройства еще можно произвести самостоятельно, то проверку хладагента, термостата и внутренних устройств должен осуществлять специалист. Такая процедура, которая не стоит дорого и займет совсем немного времени, позволит продлить срок эксплуатации системы на долгие годы.

Профессиональная чистка

В случае, если у вас нет времени и желания заниматься чисткой кондиционера самостоятельно, вы всегда можете обратиться к профессионалам, которые быстро и качественно выполнят за вас эту работу. В сферу задач профессионального мойщика системы климат-контроля входит очистка змеевиков, фильтров, внутренних устройств, ребер и т.д.

Если вы живете в очень пыльной или влажной среде и часто пользуетесь кондиционером, вы можете быть удивлены тем, сколько пыли и плесени может накапливаться внутри устройства. Это может привести к тому, что оно потеряет производительность по причине засорения. Но это еще не все проблемы, которые может в себе нести засорение кондиционера: споры плесень, распространившиеся по внутренним стенкам кондиционера будут вдуваться в ваш дом при его включении.

Шпаргалка

Регулярное использование

Включите режим «высушить», если он имеется в вашем приборе. Это поможет испарить влагу, которая конденсируется на теплообменнике, предотвращая плесень и неприятные запахи.

Дважды в год

  • Очищайте или заменяйте фильтры во внутреннем блоке системы, при этом, следуйте советам, указанным в инструкции к вашему устройству. Делайте это чаще, если ваш кондиционер включен на протяжении длительного времени, вы живете в очень пыльной среде или замечаете заметное снижение производительности.
  • Протирайте внутренний блок, воздуховоды и вентиляционные отверстия мягкой влажной тканью, как внутри блока (насколько вы можете безопасно дотянуться), так и снаружи.

Каждый год

Очищайте наружный блок и удаляйте пыль, грязь и мусор по мере необходимости.

Вопрос-ответ

Ни в коем случае! Это может быть опасно для вашего здоровья и жизни. Обязательно убедитесь, что отключили питание и только после этого приступайте к очистительным работам.

Фильтры следует менять каждые 30-60 дней для того, чтобы не допустить чрезмерного засорения прибора и его порчи.

Да. Чем больше людей посещает ваш дом и, особенно, чем больше животных живет в нем, тем больше пыли, волос, шерсти попадает в фильтры, а значит, очистку необходимо выполнять чаще.

Можно и нужно. При помощи пылесоса вы можете собрать всю ту пыль и мусор, которая забивает фильтры и катушки, причем в тех местах, до которых вам вряд ли удастся дотянуться при уборке влажной тряпкой.

В таком случае можно взять немного моющего средства и промыть поверхность влажной мягкой тряпкой, смоченной в этом растворе.

Поддержание вашего кондиционера может продлить его срок службы и сэкономить вам большие деньги в долгосрочной перспективе. Чтобы сделать еще один шаг вперед, когда наступит осенне-зимний сезон, накройте кондиционер пластиком и закрепите его веревкой или банджи-шнурами.

И помните: лучше регулярно поддерживать устройство в надлежащем виде и уделить немного времени на его очистку, нежели потерять время, деньги и нервы на длительный и дорогостоящий ремонт или замену испорченного устройства.

Читайте также другие полезные статьи:

Видео-советы по чистке

Как сделать, чтобы кондиционер холодил, как новый. Полная инструкция

Моем конденсатор и радиатор (главные «грязеприемники»)

Конденсатор системы кондиционирования стоит перед радиатором системы охлаждения, а потому первым принимает на себя удары камней, потоки грязной воды, тополиный пух и листья. Жидкая глина, которая может попасть на конденсатор после езды по грунтовке, быстро каменеет под воздействием тепла и превращается в слой теплоизоляции. Воздух перестает свободно проходить к радиатору системы охлаждения… Прощай, прохлада в салоне! Здравствуй, перегрев двигателя!

К хроническому перегреву мотора приводит и грязь, скопившаяся в пространстве между конденсатором и радиатором двигателя. Там порой образуется «пылевая» прослойка, по плотности и структуре напоминающая войлок.

Где лучше мыть?

Вариант 1. На обычной мойке (неэффективно)

Сильная струя воды способна загнуть тонкие алюминиевые пластины конденсатора. А по-другому достать струей до радиатора сквозь конденсатор не получится.

Вариант 2. У официального дилера (цены кусаются)

Официалы обычно снимают теплообменники с автомобиля перед мойкой. Операция потребует замены охлаждающей жидкости, заправки системы кондиционирования и обойдется более чем в 20 000 рублей.

Вариант 3. В специализированном сервисе по обслуживанию кондиционеров (лучше всего)

Теплообменники промывают с помощью специальных насадок, вводимых между ними. Грязь с конденсатора вымывается в сторону бампера, а из радиатора — в моторный отсек. (Хотя, конечно, все зависит от конфигурации передней части автомобиля.)

Может, помыть конденсатор кондиционера самостоятельно?

Да, если готовы снимать передний бампер и радиатор системы охлаждения. Конденсатор можно промыть и не отсоединяя от него трубки.

Чистим воздухозаборник — избавляемся от вони в салоне

У большинства автомобилей забор воздуха в систему отопления, вентиляции и кондиционирования осуществляется из пространства между капотом и ветровым стеклом. Там находится ниша — короб воздухопритока (часто в ней же размещается привод стеклоочистителей).

Воздух в это пространство попадает через большие щели или прорези. Через них же в короб летят листья и семена — за год накапливается прилично. Листва гниет — неприятный запах проникает в салон при работе вентилятора климатической установки. А еще листья попадают в крыльчатку вентилятора, шумят и засоряют воздуховоды.

Как очистить короб воздухопритока?

На большинстве автомобилей нужно снять поводки дворников и демонтировать пластмассовую накладку, состоящую из двух частей и закрепленную несколькими пистонами. Это можно сделать самостоятельно или в сервисе.

Короб воздухопритока стоит очищать раз в год. А отверстие в щите моторного отсека, сквозь которое осуществляется забор воздуха, лучше заклеить сеткой с ячейками (как у сетки против комаров). Заводскую сетку устанавливают лишь у некоторых автомобилей премиум сегмента и, например, выпускаемых фирмой Toyota.

Меняем салонный фильтр — защищаем легкие

У большинства автомобилей это устройство расположено после вентилятора климатической системы (реже — близко к вентилятору или в блоке отопителя, прямо перед испарителем кондиционера).

Но независимо от расположения на фильтре оседает все, что прошло через короб воздухопритока и крыльчатку вентилятора: и пыль, и семена и кусочки листьев растений. «Смесь» постепенно начинает разлагаться и источать неприятный запах. Поэтому фильтр следует менять каждые 15 000 км пробега или 1 раз в год (при небольших пробегах).

Как заменить салонный фильтр?

Фильтр, расположенный в районе перчаточного ящика, легко сменить самостоятельно.

К фильтру, стоящему в центральном блоке, доступ часто затруднен. Можно обратиться в сервис или посмотреть форумы по вашему автомобилю. Опытные владельцы обычно знают, как провести замену «малой кровью», например, без демонтажа педали газа.

Очищаем воздуховоды и испаритель (нужен мощный пылесос)

Слой пыли обычно лежит на всех поверхностях, расположенных до воздушного фильтра стенки воздуховодов. На крыльчатке вентилятора тоже.

Как чистить воздуховоды?

  1. Забираемся тонкой трубкой, закрепленной на шланге пылесоса, сквозь отверстие в коробе воздухопритока и открывшееся после снятия салонного фильтра. Пылесосим.
  2. Далее следует промыть полости специальными очистителями системы кондиционирования или самодельным раствором, содержащим воду, спирт и хлоргексидин. Распылителем или трубочкой очистителя подаем жидкость в отверстия, расположенные в коробе воздухопритока и открывшееся при снятии салонного фильтра.

Важно: постарайтесь дотянуться до поверхности испарителя кондиционера. На нем оседает вся пыль, прошедшая сквозь неплотности воздушного фильтра.

Как проверить кондиционер в автомобиле?

В периодическое обслуживание кондиционера входит и контроль за его эффективностью.

Включенный «на полную» кондиционер должен охлаждать воздух до температуры 5–10 °С. Проверить это можно даже бытовым термометром. Если температура выше, то, скорей всего, в системе мало хладагента.

Заправить кондиционер самостоятельно можно, если:

  • Кондиционер еще работает, но холодит очень слабо
  • Машина не попадала в аварии с повреждением системы кондиционирования и систему ни разу не разбирали
  • На всех стыках системы вы никогда не видели следов кондиционерного масла
  • Машине достаточно много лет или пробег ее велик.

В других случаях лучше обратиться в специализированный сервис — для диагностики системы, ремонта или дозаправки.

Как заметить утечки из системы кондиционирования?

При каждом помещении машины на подъемник или смотровую канаву обращайте внимание на наличие масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, протекающий даже в небольших количествах через любую негерметичность, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.

Когда мыть кондиционер — до сезона или после?

Проводить обслуживание кондиционера надо осенью, после активного «рабочего» сезона. Но нелишне проверить работоспособность системы и весной.

  • Пять мифов об автокондиционерах развенчали тут.
  • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка! Нет места для хранения — возьмите автобокс в прокат!

Как правильно пользоваться климат-контролем в автомобиле зимой 17 октября 2019 Владельцы автомобилей с продвинутой системой поддержания температуры в салоне нередко задумываются: можно ли включать к

Как правильно пользоваться климат-контролем в автомобиле зимой

17 октября 2019

Владельцы автомобилей с продвинутой системой поддержания температуры в салоне нередко задумываются: можно ли включать климат-контроль зимой? Если с отопителем все относительно понятно, то кондиционер, как составляющая климат-контроля, вызывает вопросы в зимний период. О том, как пользоваться климат-контролем зимой и пойдет речь ниже.

Можно ли зимой включать климат-контроль

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как работает климат-контроль зимой.
Любая современная климатическая установка сочетает в себе две системы: кондиционирования и отопления салона. Летом обычно работает кондиционер. Зимой — отопитель. По сути, климат-контроль — это просто автоматизированная система управления кондиционером и отопителем в связке, которая нацелена на поддержание заданной водителем температуры в салоне авто. Холодно, нужно подогреть салон — климат включит отопитель. Если жарко и нужно охладиться — в дело вступит кондиционер.

Кондиционер устроен сложнее, чем отопитель, система кондиционирования закрытая. В ней циркулирует специальный газ: фреон. За счет довольно сложного процесса изменения агрегатного состояния фреона удается добиться его охлаждения до примерно -2 °C. В максимально охлажденном состоянии фреон прокачивается через так называемый испаритель, через который прогоняется воздух из салона, и за счет этого происходит его охлаждение.
Однако с падением температуры окружающей среды (а значит, и всей системы кондиционирования в целом), превращение фреона из жидкого состояния в газообразное становится все более сложным. И приблизительно, начиная с температуры окружающей среды около +5 °C, повышается вероятность, что в испарителе фреон не полностью перейдет в газообразное состояние и подастся на компрессор в виде жидкости. Жидкость, как известно, несжимаемая среда. И как только жидкий фреон попадет в поршневую камеру компрессора — произойдет гидроудар: компрессор выйдет из строя.
Но не все так страшно, как кажется. Автоматизированная система любого автомобиля имеет защиту: у вас не получится включить кондиционер зимой. Да, будет гореть индикатор работы кондиционера. Но сам кондиционер физически не включится.
Даже в самой простой системе кондиционирования есть как минимум два датчика: температуры окружающей среды и давления фреона в системе. Если их показания выйдут за допустимые — кондиционер не включится ни при каких манипуляциях на панели управления. Инженеры-конструкторы позаботились о том, чтобы работа климат-контроля зимой в автомобиле была не только комфортной, но и безопасной.

Как использовать климат-контроль в автомобиле зимой

Пользоваться климат-контролем зимой в автомобиле нужно так же, как и летом — без ограничений. Логически бессмысленное включение кондиционера для охлаждения салона зимой, когда за бортом отрицательная температура, будет невозможным из-за срабатывания защиты. А включение отопителя никак не скажется на работоспособности всей системы, так как отопитель рассчитан на работу в зимний период.
Но чтобы снизить нагрузку на климат контроль зимой и продлить его срок службы, можно воспользоваться несколькими простыми советами.

Обязательно поменяйте салонный фильтр перед зимой. Особенно, если в последнее время вы замечаете, что стекла стали чаще запотевать. Новый салонный фильтр не только улучшит вентиляцию салона, но и позволит реже включать отопитель для удаления конденсата с внутренней стороны автостекол.

Обзаведитесь антизапотевателями. Недорогие и простые в использовании средства позволят избежать проблемы систематического запотевания стекол в регионах с повышенной влажностью воздуха.

Уложите впитывающий коврик. Зимой в салон авто на обуви заносится много снега. Он тает и превращается во влагу, которая испаряется и в последствие любит конденсироваться на стеклах. Впитывающий коврик в некоторой мере нивелирует это явление.


Облегчите работу климат-контроля зимой с недорогими и качественными аксессуарами из автомагазина

Климат-контроль: Обслуживание и эксплуатация

Система климат-контроля в автомобиле происходит из «рода» холодильной техники, самый близкий родственник ее – климатические установки для помещений. И если не вдаваться глубоко в нюансы термодинамики и техники, то устройство системы представляется достаточно простым. Основные ее части – кондиционер, датчики и электронный блок управления.

Центр всей системы – кондиционер. По своему устройству он похож на холодильник и представляет собой герметичную систему из двух радиаторов – «горячего» (он же конденсатор) в моторном отсеке и «холодного» (он же испаритель) в салоне, рабочего термовещества – фреона и компрессора, его перекачивающего. Постоянно циркулируя по системе трубок из одного радиатора в другой, фреон охлаждается (отдает тепло) и конденсируется, становясь жидкостью в «горячем» радиаторе, а затем, проходя через «холодный», распыляется внутри радиатора через вентиль и, испаряясь, уже сам поглощает тепло, охлаждая радиатор и, соответственно, воздух, который и подается вентилятором в салон машины.

Когда кондиционер впервые появился на автомобилях (естественно, на самых дорогих и сначала только как элит-опция), казалось, что комфорт в классе «люкс» уже достигнут. Однако погода за окном переменчива, и чтобы все время ездить в машине с полюбившимся климатом с 19 °С, нужно было постоянно подстраивать кондиционер сообразно внешней среде. Такая необходимость отпала с развитием автоэлектроники, когда к кондиционеру добавили датчики и блок-контроллер.

Назначение электронной части системы – управление кондиционером и поддержание заданного пользователем температурного режима. Технически это осуществляется с помощью ряда датчиков, которые в каждый момент времени измеряют температуру «за бортом», в салоне автомобиля, а также давление внутри системы кондиционера.

В самых современных из них конструкция совершенствуется по пути увеличения числа датчиков и, соответственно, считываемых параметров (например, инженеры Land Rover добавили «датчик солнца»), что позволяет точнее поддерживать выбранный режим.

Читайте также  Как выпекать на пергаменте

Сигналы со всех датчиков поступают на электронный блок управления, который обрабатывает их и, сообразно результатам, посылает сигналы на устройства управления кондиционером. Здесь блок управляет электромуфтой компрессора, вентилятором кондиционера и положением воздушных заслонок с электроприводами, посредством которых смешиваются потоки охлажденного и неохлажденного воздуха, при этом создается нужная температура в салоне.

Странная жара

Наиболее часто встречающаяся пользовательская проблема с кондиционером – это когда при включении после «зимней спячки» обнаруживается, что он либо «не холодит» совсем, либо «холодит слабо». Подобные явления, впрочем, могут произойти и посреди лета, после того как кондиционер некоторое время проработал исправно.

В большинстве случаев причиной тому – утечка фреона. Возникает она, в основном, из-за коррозии металла и износа уплотнений в системе. Фреон может уходить в любом месте – из-под сальника компрессора, ниппеля, шланга, но чаще всего из радиатора и трубок.

По техническим требованиям они делаются из алюминия и повреждаются дорожной грязью и солью, летящими под капот. Грязь также забивает соты радиатора кондиционера, который, стоя впереди, принимает на себя весь поток. Это также часто оказывается причиной того, что кондиционер начал «холодить» слабее.

Типичный симптом такого засорения – снижение эффективности кондиционера при стоянии в пробке и появление ее при скоростном движении. Тот же симптом, впрочем, может указывать и на другую неисправность – отказ вентилятора, обдувающего радиатор кондиционера.

От сезонного простоя нередко возникают и проблемы с компрессором. Он смазывается растворенным во фреоне специальным маслом, которое во время бездействия стекает из агрегата. И при включении «сухой» компрессор либо заклинивает, либо он начинает вращаться с характерным грохочущим звуком, возникающим от трения без смазки, которое, само собой, способно сильно приблизить выход из строя.

Еще одна очень часто встречающаяся проблема, возникающая, как правило, уже после начала эксплуатации, – это слабый поток воздуха при максимальных оборотах вентилятора. Причиной здесь оказывается засорение пылью фильтра очистки воздуха, через который воздух поступает в салон.

Сравнительно реже выходят из строя электроприводы заслонок и электроника – датчики – и (довольно редко) блок управления. Единственной, более-менее типичной причиной в этом случае оказывается, пожалуй, разве что банальное разрушение контактов и проводки, возникающее вследствие все той же коррозии от грязи и соли.

Метеосервис

С появлением солнца и тепла оживает и рынок услуг по ремонту и обслуживанию кондиционеров, предоставляемых как на сертифицированных станциях у официальных дилеров, так и достаточно большим числом разного уровня СТО и мастерских. Уже глядя на стоимость запчастей, климат-контроль дешевой системой не назовешь.

Так, цены на компрессор кондиционера для иномарок среднего класса начинаются от $500, радиатор стоит $300-500 и даже выше, фрагменты трубок – $50-150. Прибавим сюда стоимость нормо-часа работ на станции – от $30 до $60, (а замена деталей кондиционера объективно требует достаточно много времени) – и получим вполне ощутимую для бюджета сумму.

Традиционно пользующаяся спросом сезонная услуга – заправка фреоном, за которую просят в среднем от $100-150 на фирменном сервисе и до $40-60 в мастерских.

Кстати, стоит знать, что фреон бывает разный: в кондиционерах машин старше 10-15 лет применялся фреон марки R-12, который, как выяснилось, разрушает озоновый слой Земли, поэтому с начала 90-х начали использовать экологически безвредный – марки R-134а.

Новый фреон плотнее, поэтому в старых машинах, у которых кондиционер сделан под R-12, заправлять R-134а нельзя, иначе выйдет из строя слишком слабый для него компрессор. Впрочем, вряд ли владельца такой машины потянет на «экологию» – R-134а заметно дороже и стоит $8-10 за килограмм против $1-2 за кг старого R-12 (на заправку требуется, в большинстве систем, не более 1.5 кг).

Тут и у владельцев достаточно «свежих» машин, когда прошли сроки гарантийного обслуживания, появляется соблазн сэкономить, тем более что более легкий R-12 меньше нагружает компрессор и кондиционер будет лучше «холодить». Однако на сертифицированных станциях R-12 не заправляют, а при заправке в различных «местных мастерских» нередки «недо-» и (что еще хуже) «перезаправки», когда в систему, из-за неточного оборудования или невнимательности механика, закачивают лишних 200-300 граммов.

От этого возникает повышенное давление, которое недопустимо нагружает систему, а ее, учитывая стоимость деталей, нужно беречь. Вообще, недорогое низкопрофессиональное обслуживание очень часто вместо экономии приносит обратный результат. (Эту обширную и серьезную тему мы осветим в одном из будущих номеров).

Устойчивый климат

Система климат-контроля требует внимания, но (это касается любой системы современного автомобиля) пользовательское обслуживание ее минимально. В первую очередь автовладельцу, обнаружившему, что кондиционер стал хуже «холодить», не стоит подолгу откладывать визит на сервис – всегда быстрее и дешевле устранить небольшую неисправность, чем затем делать более крупный ремонт.

Очень неплохо во время сезона простоя системы, в теплом гараже или на отапливаемой мойке (где температура выше +5 °С, иначе система не включится), запустить кондиционер и несколько минут дать ему поработать. При приближении же летнего сезона, не стоит дожидаться жары, когда кондиционер понадобится, – разумно с первым теплом опробовать его и, если что-то не в порядке, – не откладывая ехать на сервис. В это время на ремонт кондиционеров еще нет длинных очередей и на станции обслужат быстро.

Правильно пользуемся современными климат-системами

Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.

Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

«Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.

Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.

Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.

Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».

Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».

Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя. Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector