Особенности обучения в школе танцев

Особенности обучения в школе танцев

Особенности обучения в школе танцев

Как выбрать школу танцев?

Содержание статьи

  • Общая информация
  • 5 критериев выбора танцевальной школы:
    • Концепция школы танцев
    • Преподавательский состав
    • Разнообразие танцевальных направлений и программ
    • Подходящий формат обучения
    • Комфортные условия

Занятия танцами сегодня популярны как никогда ранее. Много кто хочет попробовать свои силы в этом искусстве, ощутить на себе положительное влияние такого вида активности, развить особые навыки. Неудивительно, что количество танцевальных секций и кружков стремительно растет, ведь большой спрос порождает обилие предложений в этой сфере.

Заниматься танцами можно профессионально, посвящая им все свое время и энергию. Такой человек ставит перед собой четкие цели и делает все возможное для их достижения. Также можно быть в этой области любителем, для которого успех в танцевальном искусстве не является главной задачей. Это просто хобби, приносящее массу положительных эмоций. Но независимо от того, есть ли в планах желание связать с танцевальным искусством свою судьбу и сделать его главным делом жизни или же вы просто хотите иметь возможность иногда получать удовольствие от увлекательного времяпровождения, к выбору школы танцев стоит подойти ответственно.

Концепция школы танцев

Итак, в первую очередь определитесь, какие цели и результаты вы преследуете, чего ожидаете от занятий. Это позволит понять, какой именно должна быть ваша «идеальная» танцевальная школа и устремиться на ее поиски.

Выбирая школу, интересуйтесь, какие возможности обучения она предлагает. Уточняйте, какие программы и форматы в ней действуют, на какие задачи она ориентирована. Есть те, которые нацелены на подготовку исключительно профессиональных танцоров. Естественно, в таком случае речь идет о регулярных и серьезных занятиях, усиленной подготовке.

К тренировкам необходимо будет подходить очень ответственно. Также есть секции и школы, которые предлагают занятия танцами всем, кто видит в них способ увлекательного времяпровождения, активного отдыха и заряда положительных эмоций. В них не практикуется слишком строгий подход в обучении. Посещать занятия можно по возможности или по желанию. Впрочем, любой тренер скажет, что регулярность крайне важна, если хочется добиться определенных результатов (сбросить лишний вес, подтянуть тело, стать грациознее, развить танцевальные навыки и пр.).

Также современные школы танцев условно можно разделить на три типа:

  • Работающие исключительно со взрослыми или детьми. Чтобы работать, например, с детьми, у педагогов должны быть конкретные знания, навыки, опыт. У таких профессионалов определенная специфика работы, а потому и подготовка должна быть соответствующая. Далеко не каждая школа готова обучать совсем юных танцоров.
  • Узкоспециализированные. Речь идет о студиях, которые работают в каком-то определенном направлении и стиле – латиноамериканские, восточные, бальные танцы и т.д. Впрочем, таких становится все меньше.
  • Школы широкого профиля. Они предлагают обучение танцам различных направлений, работая как со взрослыми, так и с детьми. Обратиться может каждый независимо от возраста и степени подготовки.

Подумайте, какие именно танцы вас интересуют? Даже если вы не уверены, что, к примеру, бачата , кизомба , pole dance или какой-либо другой танцевальный стиль – это ваше, не страшно. Некоторые школы предлагают пробные бесплатные занятия. Также никто не запрещает посетить по несколько тренировок, попробовав разные направления, чтобы иметь возможность определиться, к чему именно у вас лежит душа.

Традиционным для Китая является «Танец тысячи рук». Его особенность заключается в том, что исполняют его всегда 21 танцовщица. Их руки настолько синхронны, что возникает удивительная иллюзия, словно перед вами одна женщина, искусно двигающая множеством рук. Только представьте, какую подготовку и сколько репетиций нужно пройти таким танцовщицам перед тем, как выйти на большую сцену!

Преподавательский состав

Одна из ключевых ценностей танцевальной школы – тщательно подобранная команда преподавателей. Они должны обладать прекрасной теоретической и практической подготовкой, иметь приличный опыт работы, уметь взаимодействовать и устанавливать коммуникацию с разными людьми. Это должны быть мастера своего дела. Перед тем, как сделать выбор в пользу конкретной студии, поинтересуйтесь, кто будет обучать вас танцам. Какие достижения у них есть, какими регалиями они обладают, сколько времени занимаются танцами и преподают, повышают ли они свой профессиональный уровень – все это является значимыми показателями.

Также стоит обратить внимание на то, какой срок существования школы. Отлично, если она работает уже длительный период. Это свидетельствует о стабильности и высоком качестве предоставляемых услуг. Согласитесь, если бы в школе плохо обучали танцам, ученики не задерживались в ней и, в конце концов, она бы не просуществовала долго. И наоборот: хорошей школе практически не страшны ни неблагоприятные обстоятельства (в том числе, экономические), ни то, что она останется без своих подопечных. Лучшей рекламой являются довольные услугами клиенты, которые отлично отзываются о студии, тем самым привлекая новых учеников.

Разнообразие танцевальных направлений и программ

Многопрофильные школы предлагают большой выбор танцевальных стилей. И это очень неплохо. Не исключено, что со временем вам захочется попробовать какие-то и другие направления помимо тех, за освоением которых вы пришли в студию изначально. Это позволит не менять школу, а продолжать заниматься в комфортных и привычных для себя условиях.

Если вы пока не решили, какому танцевальному направлению отдать предпочтение, поразмыслите над несколькими моментами:

  • Во-первых, прислушайтесь к себе: чего вы ждете от занятий – улучшения физической формы, приятного времяпровождения или возможности стать спортсменом?
  • Во-вторых, хотите вы танцевать одни, в паре или группе, сколько времени готовы посвящать тренировкам?

Вы можете проконсультироваться у специалистов школы, какие танцы и какой формат занятий может вам подойти. Обладая большим опытом, они смогут порекомендовать, что вам стоит попробовать. Еще можете посмотреть видео, на которых танцуют в определенных стилях.

Подходящий формат обучения

Занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, в групповом формате и в виде мастер-классов. Тут нужно решить, какой вариант для вас более предпочтительный. Групповые тренировки нацелены на проработку основ танца, общем разучивании движений и связок. Каждому ученику не уделяется много внимания. Если же хочется учиться в собственном, удобном для вас темпе, совершенствовать свои навыки, лучше выбирать индивидуальные занятия. Также они необходимы тем, кто готовится к соревнованиям.

Что касается мастер-классов, то они позволят повысить свою танцевальную «грамотность», получить новый опыт в том или ином направлении, сформировать навыки. С их помощью повышается мастерство танцора.

Комфортные условия

Важно, чтобы залы для занятий танцами были просторными, светлыми и, желательно, с зеркалами. Но, не только. Комфортные условия в комнатах для переодевания – еще один показатель хорошей школы для танцев. В них должно быть достаточно места, тепло в холодное время года и прохладно – в теплую. Неплохо, если есть душевые. Это позволит после насыщенной тренировки освежиться, привести себя в порядок.

Предположим, вы еще точно не знаете, чего именно желаете от занятий танцами. Определиться поможет так называемый «пробный период», в процессе которого вы сможете прислушаться к себе и своим ощущениям, понять, что больше всего вам нравится, а что – нет. Уже сегодня можно начать получать удовольствие от танцев, которым вы будете обучаться под чутким руководством опытных и талантливых тренеров. И совсем неважно, в каком результате человек заинтересован больше всего. Танцы – это всегда возможность самовыражения, раскрытия своего физического потенциала и постижения немыслимого спектра эмоций.

Использование материалов статьи разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Педагогические подходы в обучении классическому танцу Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дария Ивановна

В статье рассматриваются педагогические подходы в обучении классическому танцу в отечественном хореографическом образовании. На основе работ известных балетных педагогов и исследователей ХХ-ХХI вв. предпринята попытка изучения особенностей преподавания. Автор делает вывод, что к ним относится применение интегрированного, практико-ориентированного и индивидуального подходов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дария Ивановна

Pedagogcial approaches to classical dance training

The article considers pedagogical approaches in the process of teaching classical dance in the national choreographic education. Based on experience of well-known ballet teachers and researchers of the XX-XXI centuries, an attempt has been made to study the peculiarities of teaching. The author concludes that these are the use of integrated, practice-oriented and individual approaches.

Текст научной работы на тему «Педагогические подходы в обучении классическому танцу»

УДК 792.5 ББК 85.327р

педагогические подходы в обучении классическому танцу

В статье рассматриваются педагогические подходы в обучении классическому танцу в отечественном хореографическом образовании. На основе работ известных балетных педагогов и исследователей ХХ-ХХ1 вв. предпринята попытка изучения особенностей преподавания. Автор делает вывод, что к ним относится применение интегрированного, практико-ориентированного и индивидуального подходов.

Ключевые слова: педагогический подход, балетное образование, классический танец, методика преподавания, содержание урока.

pedagogcial approaches to classical dance training

The article considers pedagogical approaches in the process of teaching classical dance in the national choreographic education. Based on experience of well-known ballet teachers and researchers of the XX-XXI centuries, an attempt has been made to study the peculiarities of teaching. The author concludes that these are the use of integrated, practice-oriented and individual approaches.

Key words: pedagogical approach, ballet education, classical dance, teaching method, lesson content.

В современное время наблюдается многообразие педагогических подходов, которые в перспективе дальнейшей разработки требуют более тщательного рассмотрения и выявления специфики профессионального хореографического образования, имеющих многовековую традицию и определенные каноны (см. балетное образование).

Как полагает исследователь В.В. Сериков, педагогический подход — это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности [11, с. 152]. Это взаимообусловленный процесс, где главное значение имеют: 1) организация учебного процесса (педагог — обучающийся -педагог); 2) всестороннее и гармоничное развитие обучающегося. При этом следует указать и на такие обстоятельства, как создание необходимых условий для учебы, состоящих из подготовки места работы, оснащения необходимым свето-

и звукооборудованием, сочетания учебы с отдыхом (см. здоровьесберегающее образование), медицинское и психологического наблюдения за обучающимися, их обеспечения проживанием и питанием. К специфике отечественного хореографического образования исследователи относят особые требования к подготовке артистов балета с его содержанием, технологией и контролем [14, с. 3-6].

Балет — это высокое искусство, требующее гармоничного развития физических и психических свойств, музыкальных способностей личности, высокого технического уровеня исполнительского мастерства. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования 52.02.01 «Искусство балета» балетом начинают заниматься с 10-11 лет. Продолжительность обучения занимает 7 лет 10 месяцев, в течение которого обучающиеся получают основное общее образование и сразу после него — среднее профессиональное образование. Образовательная программа

является интегрированной, т.к. в ней учащиеся параллельно изучают учебные дисциплины общеобразовательного (математика, химия, биология, география и др.), общепрофессионального (введение в профессию, история изобразительного искусства, теория музыки, игра на фортепиано и др.) и специального (классический танец, историко-бытовой танец, народно-сценический танец, сценический репертуар и др.) циклов. Разделяют мужские и женские классы, а также младшие, средние и старшие классы. Первые два из них соответствуют 5-9 классам общеобразовательной школы, а третий -1-3 курсы средне-специального учебного заведения.

Дисциплины специального цикла представляют собой творческий вид деятельности, где большое время уделяется овладению техникой и методикой исполнения движений классического танца, также работе над созданием хореографического образа. Поэтому учащиеся с малых лет исполняют концертные номера, сольные и второстепенные партии в балетных спектаклях учебного театра и профессиональных театров.

Учебный процесс занимает сочетание теоретических и практических занятий, которые проводятся как в групповой, так и в мелкогрупповой и индивидуальной формах. Обучающиеся должны овладеть технически сложными движениями хореографии — вращениями, прыжками и т.д., а девушки сложной пальцевой техникой. Значит, высокое техническое исполнение требует наличия большого количества способностей, которые необходимо развивать с малых лет.

Исследователь А.В. Фомкин определил, что традиционными специфическими особенностями балетного образования в России являются: состояние здоровья (телесная природа и специальные параметры); ранняя профессионализация; специальный конкурсный отбор и др. [14], к которым можно добавить методику обучения классическому танцу со своей структурой и содержанием; связь балетной школы с театром; профиль-ность подготовки специалистов в области хореографического образования.

Подготовка артистов балета в России связана с именем двух известных балетных школ России — Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. Изучив историю хореографического образования XVIII — первой половины XIX вв., нами определены следующие главные моменты в обучении классическому танцу того периода: профильное обучение (танцовщик, музыкант, драматический актер, а впоследствии только танцовщик); дифференциация обучения (классы, программы с учетом способностей обучающихся, углубленное изучение отдельных учебных предметов); индивидуальный подход (разделение на группы и проведение дополнительных индивидуальных занятий); определение физических данных и способностей воспитанников, их учет и развитие при обучении танцу; форма контроля и результат (участие в спектакле). При этом важным являлась тренировка тела и психофизического состояния будущего артиста, его подготовка посредством разучивания роли и публичное выступление на сцене — создание хореографического образа (см. техника исполнения + актерское мастерство).

Испокон веков в балетной школе разделяют метод подготовки ведения мужских и женских классов, а также методы работы в младших и средних классах, где закладывается фундамент освоения исполнительского искусства. Поэтому содержание занятий классического танца в этих классах отличается от занятий для старших классов, которые уже в некоторой степени освоили определенные профессиональные умения и имеют небольшой практический опыт (см. сценический репертуар).

В нашей статье сделана попытка выявления особенностей содержания и преподавания классического танца в отечественном хореографическом образовании на основе работ известных отечественных педагогов А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, A.A. Писарева, Е.П. Валу-кина, В.Н. Костровицкой, Н.П. Базаровой и В.П. Мей, А.В. Никифоровой. Известно, что одним из главных правил в исполнении классического танца являет-

ся классическое «pas» (движение) экзерсиса у станка и на середине зала [8, с. 14].

В методике А.Я. Вагановой порядок движений урока выстроен от исполнения простых постепенно к сложным и особое внимание заслуживают движения рук, корпуса и головы. Здесь обучающимся нужно знать каждое предназначение того или иного движения. Как пишет ее ученица — балерина Т.М. Вечеслова, руки поддерживают корпус танцовщицы, помогая ему в прыжках и пируэтах, при которых огромное значение имеет координация (см. «танцевальная гармония»). При этом особое внимание отводится движениям кистей рук, которые влияют на их грациозность. На занятиях пятая позиция — выворотность стопы, ее аккуратность являлись одним из главных моментов [6, с. 44-52] обучения классическому танцу.

Также настойчивая выработка сил и энергии движений, и как пишут развитие «стального ар1отЬа», опоры в корпусе, взятие запаса силы руками для туров и прыжков, правильной координации совершенствуют технику исполнения. Только выработав необходимую устойчивость и гибкость своих учениц, педагог А.Я. Ваганова вводила в экзерсис различные формы «fouette», «renverse» и др., основанные на поворотах корпуса [3, с. 7-8], что повлияло на развитие техники женского исполнительства. При постановке корпуса изучали сначала начально «plie» с первой позиции, направленные на выработку «aplomb» как фундамента для туров и сложных прыжков в «allegro». Особое внимание педагог уделяла рукам, которые должны были быть выразительными, легкими, «певучими» и помогали совершать движения в турах и прыжках «forse» [3, с. 7-8]. В сопоставлении отметим, что замечательный педагог Н.И. Тарасов также уделял внимание правильному положению и движениям рук, которые помогали удерживать равновесие тела. Ведь руки должны работать соразмерно и очень точно, в одном темпе с движениями всего тела, и педагог должен знать и уметь укрепить в своих учениках стройную и устойчивую систему движения рук. Так, его ученики,

осваивая различные позиции рук, начинали вырабатывать «aplomb», определенное их положение в пространстве и умение перемещать руки из одной позиции в другую. Но, важно знать, что именно позы помогают фиксировать различные танцевальные положения рук, их уверенность и активность в исполнении движений [13, с. 40]. Значит, одним из главных моментов обучения классическому танцу является согласованное исполнение движений, т.е. рук и ног танцовщика.

Отмечаем то, что в методике А.Я. Вагановой ученики обладали умением видеть и управлять своим корпусом, т.к. все движения исходили из «центра». Исполняемые движения рук и позы оттачивались до совершенной формы, и таким образом вырабатывалась правильная манера исполнения [2, с. 444-445]. В младших классах движения неоднократно повторяются с целью закрепления учебного материала, а в старших классах эти движения варьируются.

Дифференциация в обучении классическому танцу предполагает раздельное проведение занятий для учениц и учеников, т.к. существуют отличия в стиле их исполнения, используемых приемах и материалах образовательной программы [13, с. 98], а также на специальные дисциплины.

На наш взгляд, в методике педагога Н.И. Тарасова особое значение имеет постановка тела обучающегося в целом -ног, корпуса, рук и головы, совершенное владение которыми определяет исполнительский уровень танцовщика. Автор считает, что мастерство будущего артиста балета в процессе обучения должно развиваться более основательно, последовательно и планомерно в соответствии с усложненностью исполнения движений. Ценность имеет то, что у педагога был свой подход и особенности работы над комбинациями. Так, в первом классе комбинировать движения, которые уже проходили, не рекомендуются, а во втором — нужно комбинировать два движения наиболее простой формы. А затем, в средних и старших классах, постепенно увеличивается количество движений в комбинациях и их ритмичность

Особенности обучения в школе танцев

Автор: Юргенсон Наталия Георгиевна

Организация: МУДО «Егорьевская ДШИ»

Населенный пункт: Московская область, г. Егорьевск

Классический танец – самый сложный и прекрасный вид хореографического искусства. Овладение его основами требует кропотливого труда, больших физических и эмоциональных затрат, редких природных данных. Чтобы стать артистом балета, необходимо учиться ему в хореографическом училище на протяжении восьми-девяти лет. Не каждому ребёнку, подростку, мечтающему о балете, природа подарила данные и здоровье, необходимые для освоения этой сложнейшей профессии. Хореографическое отделение школы искусств – это возможность освоить основы «классики», прикоснуться к гармонии классического танца для тех, кто не смог поступить в балетное училище.

В нашей стране дети настолько любят танцевать, что для поступления в школу искусств тоже приходится пройти конкурс. Какими критериями должны руководствоваться преподаватели при отборе? На первом месте, конечно же, стоит здоровье. Я работаю в Егорьевской детской школе искусств, и мы просим принести справку от врача уже на конкурсный просмотр. Следующий критерий – внешние данные. В последние годы, увы, увеличилось количество детей с лишним весом. Родители приводят таких детей к нам в школу в надежде, что хореография поможет похудеть. Чаще всего мы объясняем, что похудеть поможет, прежде всего, диета. И порою нам приходится отказывать полным детям в приёме. Хореография требует огромных физических сил, выносливости, и очень полный ребёнок часто бывает не в силах выдержать такую нагрузку, более того, она может повредить его здоровью. Всё это я стараюсь в мягкой форме объяснить детям и родителям. Мы можем посоветовать такому ребёнку поступать на другое отделение ДШИ – музыкальное, театральное или художественное, к счастью, не во всех видах искусства телосложение имеет большое значение.

Балетные номера, классический репертуар предъявляют большие требования к фигуре исполнителя, а вот народный костюм способен «прикрыть» многие особенности, например, короткие или полные ноги, широкие бёдра – детям с такими фигурами, при наличии хороших физических данных, не стоит отказывать в приёме. При приёме учащихся на хореографическое отделение стоит обратить пристальное внимание на наличие чувства ритма и способность элементарно координировать – координация проще всего проверяется подскоками. Что касается физических данных, то, конечно, приветствуется наличие как минимум средней выворотности. Потому что если выворотности нет совсем, занятия «классикой» принесут ребёнку только отрицательные эмоции, а всё-таки искусство должно дарить радость. Необходимо также при просмотре поступающих детей обратить внимание на эластичность ахиллова сухожилия, т.к. при отсутствии plié невозможно усвоить программу не только классического, но и народного танца, более того, возникает опасность травматизма. Что касается возраста, то в нашу школу мы принимаем детей 7-9 лет, а при наличии хороших данных можем взять и ребёнка постарше.

Занятия «классикой» сопряжены с очень большой физической и умственной нагрузкой, поэтому в нашей школе мы начинаем проводить их не ранее, чем на второй год обучения. Семилетний ребёнок просто психологически не способен долго стоять у станка и проделывать в медленном темпе движения классического экзерсиса. В первом классе детской школы искусств самое пристальное внимание следует уделять ритмике, партерной гимнастике и изучению простых танцевальных движений. Можно попробовать изучить самые первые движения классического тренажа (предварительно познакомившись с 1-й, 2-й и 3-й позициями ног) – demi-plié, battements tendus в сторону, rélévé на полупальцы. Уже в первом классе следует уделять большое внимание изучению позиций рук и подготовительному положению. Это очень важно, так как ставить технически сложные номера на учащихся ДШИ вряд ли целесообразно, зато есть возможность привлечь внимание зрителей красивой пластикой рук, чувством позы, стиля, культурой исполнения. Поэтому я начинаю заниматься руками учеников буквально с первых уроков. Работа эта очень кропотливая, и лишь единицы усваивают позиции рук с одного показа, поэтому приходится буквально каждый пальчик «ставить на место», на что требуется много времени, которого в старших классах будет уже категорически не хватать.

Читайте также  Как включить душ на смесителе

На хореографическом отделении нашей школы мы занимаемся по предпрофессиональной программе, рассчитанной на шесть лет – пять основных лет, и дополнительный шестой год. Следовательно, классическим танцем дети занимаются в течение пяти лет по 6 академических часов (три урока) в неделю. За это время мы ставим задачей пройти программу первых трёх-четырёх классов хореографического училища, а также изучаем движения более старших классов, если этого требует репертуар, и при наличии одарённых учащихся. Любой педагог «классики» в детской школе искусств сталкивается с проблемой далеко не идеального исполнения ряда элементов, что связано с неидеальными физическими данными детей, а также с дефицитом времени, особенно в периоды, когда ученики плотно заняты в концертном репертуаре. Если у детей недостаточные данные, то, конечно, мы идём на какие-то компромиссы. Если, например, нет возможности стоять идеально выворотно при открывании ноги в сторону, следует проследить за тем, чтобы обе ноги были развёрнуты равномерно, чтобы ученик не разворачивал работающую ногу за счёт невыворотной опорной или наоборот – в этом случае обеспечивается апломб и легче избежать «подсаживания» на опорную ногу. Главное, чтобы учащиеся делали движение с хорошей спиной (тут никакие компромиссы не допустимы), верно по сути и характеру исполнения, понимали, чем, например, glissade отличается от assemblé и т.д. Многие классические pas, пусть и видоизменёнными, но встречаются в народных и современных постановках, поэтому, даже если ребёнок по своей природе не предрасположен танцевать классику, он не должен воспринимать занятия классикой как нечто абстрактное и далёкое от его интересов. Пусть ученик сделает движение не идеально выворотно, но в assemble ноги должны обязательно собраться в воздухе, а в glissade на мгновение показать 2-ю или 4-ю позицию, а затем, по меткому выражению Е.П. Гердт, «захлопнуть мышеловку». Некоторые сложные движения можно пройти с отдельными учащимися на индивидуальных занятиях и репетициях. Экзерсис на полупальцах и занятия на пуантах я ввожу только на третьем году обучения, когда ноги и спина уже окрепли. Далеко не все дети имеют от природы подходящие для танца на пальцах стопы, поэтому в концертных номерах классического репертуара у нас на пальцах танцуют преимущественно солистки. С одной стороны, три «классики» в неделю – это не так много, с другой стороны, вполне достаточно для учащихся, которые себя более комфортно чувствуют в других жанрах хореографии. Многие технические элементы, поддержки можно успеть выучить с солистами непосредственно во время репетиций танцевальных номеров. Кроме того, очень большую помощь в развитии координации, чувства позы и стиля оказывают занятия историко-бытовым танцем, на который у нас в школе отводится один академический час в неделю. Я знаю, что некоторые педагоги пренебрегают историко-бытовым танцем, а зря – у детей, которые знакомы с этим предметом, классический танец выглядит более «живым» и стильным. Всё-таки историко-бытовой танец является прародителем классического, о чём не стоит забывать.

Поскольку в нашей школе практикуется 6-летнее обучение хореографии, дети получают свидетельство об окончании ДШИ будучи совсем юными – в 13-15 лет. Надо сказать, это прекрасный возраст для продолжения занятий хореографией, в это время подростки начинают гораздо лучше слышать музыку, координировать, девочки становятся пластичней, женственней, мальчики начинают крепнуть физически, можно уже пробовать изучать поддержки. Многие выпускники школы искусств хотят продолжать занятия хореографией и по окончании школы. Более того, есть дети, которые хотят связать с танцем свою будущую профессию. Именно для таких категорий учащихся в Егорьевской школе искусств несколько лет назад был создан ансамбль выпускников. Ансамбль – большое подспорье школе, именно на нём лежит основной сценический репертуар. Участники ансамбля продолжают заниматься классическим танцем четыре академических часа в неделю. На этих занятиях изучается материал, который дети по какой-то причине не успели усвоить в период, когда были учащимися ДШИ, а также совсем новые и технически сложные движения – вращения, большие прыжки. Такие занятия помогают детям, которые решили связать с хореографией свою дальнейшую жизнь, особенно это касается тех, кто, минуя училище искусств, собирается поступать сразу в вуз.

В заключение статьи я хочу остановиться на вопросе подбора классического репертуара для учащихся хореографических отделений ДШИ. Классический репертуар обычно состоит из двух частей – номеров классического наследия и постановок, которые делают педагоги. В нашей школе большая часть номеров на материале классического танца состоит из оригинальных авторских постановок. Я думаю, что это имеет свои положительные стороны – кто, как ни педагог знает индивидуальные возможности своих учеников? Кроме того, всегда интересно создавать что-то новое, а детям интересно, когда это новое рождается у них на глазах. Когда я сочиняю лексику для постановки, то, естественно, отталкиваюсь от музыки и замысла и, в тоже время, подбираю движения, в которых дети смотрятся наиболее выгодно, недостатки же стараюсь «спрятать». Думаю, не стоит ставить перед детьми непосильные технические задачи, главное – эстетика, культура исполнения, стиль. Ребёнок должен получать радость от танца, тогда эта радость передаётся зрителю. Актёрские задачи тоже должны быть по силам детям – конечно, 14-15 летним подросткам уже хочется исполнить танец про любовь, и у нас есть такие постановки, но, когда мы видим совсем юную девочку, пытающуюся изобразить Кармен, то это вызывает улыбку. В репертуаре нашей школы есть номера, поставленные на границе стилей – классического и современного танца, классического и историко-бытового, классического и народного. Такие постановки помогают выработать чувство стиля, а заодно дают возможность раскрыться учащимся, которым трудно исполнять «чистую» классику. Что касается номеров репертуара классического наследия, то к их выбору нужно относиться осторожно – ведь шедевры нельзя коверкать беспомощным или грубоватым исполнением. Какие-то элементы можно изменять и упрощать, но не до такой степени, чтобы номер получился неузнаваемым.

Я думаю, что никому не надо доказывать необходимость изучения основ классического танца. Классический танец не только выправляет фигуру и походку, но и раскрывает ребёнка внутренне, наполняет его жизнь гармонией. Если танцовщик владеет основами «классики», его манера всегда будет отличаться вкусом и благородством, в каком бы стиле хореографии он ни танцевал.

Список использованной литературы

  1. А.Я. Ваганова «Основы классического танца», Л., «Искусство», 1980г.
  2. В.С. Костровицкая «100 уроков классического танца». Л., «Искусство», 1981г.
  3. Н.И. Тарасов. «Классический танец. Школа мужского исполнительства», изд. «Лань, Планета музыки», 2005г.
  4. В.С. Костровицкая, А.Ф. Писарев. «Школа классического танца», Л. «Искусство», 1976г.
  5. Н.П. Базарова, В.П. Мей. «Азбука классического танца», Л. «Искусство», 1983г.
  6. Н.П. Базарова. «Классический танец», изд. «Лань», 2009г.
  7. А.М. Мессерер. «Уроки классического танца», изд. «Лань», 2004г.
  8. А.И. Пушкин «Школа классического танца», изд. «Артист. Режиссёр. Театр», 1996г.

О пользе танцев для детей

Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторонне развиваются. О том, чем же полезны занятия танцами для дошкольников, а также в каком возрасте можно отдавать ребенка на уроки в школу танцев, мы поговорим с Вами сегодня.

Физическое развитие детей с помощью танцев

Дети, которые регулярно посещающие занятия в школе танцев, обладают крепким здоровьем. Грамотно подобранные физические нагрузки и активность на уроках способствуют:

  • Укреплению всех групп мышц;
  • Формированию правильной осанки;
  • Развитию выносливости;
  • Улучшению работы сердца и легких, укреплению сосудов;
  • Развитию координации движений, «мышечной памяти»;
  • Развитию гибкости и пластики;
  • Развитию ловкости и быстроты реакции.

Правильное выполнение танцевальных движений требует школы и немалых физических усилий, но, в отличие от спорта, уроки танцев практически не травмоопасны и не имеют противопоказаний.

Интеллектуальное развитие детей

Может казаться, что активные виды деятельности мало влияют на интеллектуальное развитие детей. Но это совершенно не так! Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить за музыкой, педагогом и товарищами на уроке прекрасно развивает внимание. Уроки в школе танцев формируют пространственное мышление, кроха быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее. Чтобы перевоплотиться в образ, необходимый для танца, ребенок активно использует воображение. В целом, интеллект – это способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться. На занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют. Познавая себя и возможности своего тела, малыш создает фундаментальную базу для новых открытий.

Художественно-эстетическое развитие в школе танцев

Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется в школе танцев благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли. У малышей также развивается музыкальных слух и чувство ритма. Танцевальные уроки, несомненно, способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Единство движений и музыки – это особенный способ восприятия мира, который открывается перед малышом во время занятий танцами и остается с ним на всю жизнь.

Развитие личностных качеств

Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе, его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того у малышей формируются такие качества, как:

  • Артистичность;
  • Креативность;
  • Навыки публичных выступлений;
  • Активность;
  • Уверенность в себе;
  • Самоконтроль;
  • Дисциплинированность;
  • Целеустремленность;
  • Настойчивость.

Можно сказать, что это целая школа жизни.

Развитие навыков общения

Уроки танцев помогают детям улучшить свои коммуникативные навыки. Малыши обычно без труда заводят новые знакомства, ведь атмосфера, которая царит в школе танцев, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже застенчивые и необщительные дети раскрепощаются и быстро вливаются в коллектив. В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками в классе. На уроках хореографии детей учат выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.

В каком возрасте можно начинать посещать уроки танцев?

Каждый родитель хочет, чтобы его кроха активно и полноценно развивался, поэтому практически с самого рождения малыша задумывается о том, в какой кружок отдать ребенка, что лучше подготовит к школе. Большинство секций ведут набор детей старше 4 лет. Но танцы – это именно те занятия, которые подойдут малышам уже с 2-3 лет. Это обусловлено уровнем физического развития детей данного возраста и их потребностями. В 2 года дети обычно обожают всё, что связано с движением. Они практически без остановки могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия. По мере формирования вестибулярного аппарата развивается способность удерживать равновесие. К 3 годам движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. С 4-5 лет дошкольникам доступны сложные двигательные навыки, требующие хорошей физической подготовки, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Конечно, дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, не могут освоить сложную хореографию и добиться высоких результатов. Но занятия танцами под руководством профессионального и внимательного педагога позволят малышу проявить себя и полностью удовлетворить свою потребность находиться в движении, а также подготовить базу для будущих побед. Чтобы точно определиться, готов ли малыш к танцевальным занятиям, можно задать себе следующие вопросы:

  • Как ребенок предпочитает проводить свое свободное время? Он любит подвижные или спокойные игры?
  • Как малыш переносит физические нагрузки?
  • Сможет ли он слушать педагога школы и выполнять его требования?
  • И самое главное: нравится ли ребенку танцевать? Чтобы выяснить это, Вы можете просто понаблюдать за крохой или предложить ему потанцевать вместе с Вами.

Малышей 2-4 лет, наряду со старшими дошкольниками, можно смело отдавать на уроки танцев, так как на этом этапе происходит активное физическое развитие, однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Выводы

Когда перед родителями встает выбор, в какую секцию или кружок отдать малыша, многие выбирают именно школу танцев. И это именно то, что нужно детям раннего и дошкольного возраста. Танцевальные занятия вносят большой вклад в физическое, интеллектуальное, личностное, социальное и эстетическое развитие ребенка. У детей, занимающихся танцами, формируются навыки самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя. Отправляясь на уроки в школу, ребенок будет психологически подготовлен к новым для него условиям.

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» танцевальные зантия проводятся для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет. Воспитанники младшей группы учатся слаженно работать в коллективе и осваивают уроки самых простых движений. Старшие танцоры разучивают более сложные композиции, знакомятся с такими средствами выразительности, как пластика, пантомима и мимика. Кроме художественных моментов мы уделяем большое внимание развитию общей физической подготовки, стимулируем координацию движений, гибкость и выносливость. Мы с уважением относимся к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому в случае необходимости корректируем темп работы, делаем перерывы, даём возможность импровизировать. На наших занятиях малыши получают удивительный заряд положительных эмоций. Приходите и убедитесь в этом сами!

Статью подготовила преподаватель школы танцев
Светличная Жанна

Зачем в школьном расписании обязательный урок хореографии

Нужна ли хореографии в современной школе? Многие родители считают, что стандартного набора общеобразовательных предметов достаточно, чтобы из ребёнка вырос успешный член общества. Но по-настоящему гармоничной личностью может стать только тот, кто не забывает развиваться не только интеллектуально, но также физически и духовно. Танец решает все эти задачи.

Начиная с Петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец был обязательным предметом. Его изучали не только в царском лицее, но и в скромных ремесленных училищах. Каждый человек, считающий себя образованным, знал новейшие и старинные бальные танцы и умел исполнять их в благородной манере.

Наше время диктует новые подходы и мерки, но нередко хочется, чтобы «честь» и «достоинство» были определены по старинке, как во времена прадедов. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, в том числе хореография.

Урок танца — это отдых

Без целостного подхода к воспитанию мы скатимся до понятий «это важно, а это не пригодится». Хореография не только решает задачи духовного и эстетического воспитания, но и даёт физическую нагрузку. Сейчас, к сожалению, очень распространены ожирение, искривление позвоночника, остеохондроз, а ещё замкнутость, неумение общаться и зависимость от интернета.

Доктора поддержат, что танец для ребёнка — одна из лучших физических практик. Дети, занимающиеся танцами, реже болеют и развиваются быстрее, чем их ровесники, которые не танцуют. Тысячи научных исследований и статей посвящены этому вопросу. В книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» также исследуется танец как направление психотерапии.

В последнее время на первый план выходит проблема перегруженности детей и подростков уроками и домашними заданиями. Родители с детского сада настраиваются на ранний старт в образовании, стараясь ничего не упустить.

В школе начинается непрерывная гонка: бесконечные домашние задания, проекты, олимпиады, конкурсы, тематические мероприятия

Жизнь ребёнка превращается в круговорот ежедневных обязанностей, которые не приносят радости, а, наоборот, негативно влияют и на ребёнка, и на психологический климат в семье.

В эти моменты предлагаю родителям остановиться и задуматься, как вырваться за жёсткие рамки «фабрики по переработке сознания», желания любой ценой впихнуть в ребёнка как можно больше знаний. Палочкой-выручалочкой становится дополнительное образование, которое развивает таланты и наклонности ребёнка и помогает выразить индивидуальность. Уроки хореографии дают ребёнку глоток свободы и развивают творческие способности.

Как устроены уроки хореографии у нас в школе

В школе «Интеграция XXI век» я преподаю уже 13 лет. Уроки хореографии здесь обязательны, наравне с другими предметами общеобразовательного цикла. Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки, нет специального отбора по профессиональным данным.

В младших классах — танцевально-ритмическая гимнастика. Эффективность таких занятий — в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы ребёнка. Упражнения на образность, импровизацию и сюжетные композиции помогают развивать эмоции.

Дети постарше начинают изучать классический танец у станка, позиции ног и рук, постановку корпуса. Большое внимание уделяем развитию координации, навыкам музыкального исполнения движений, точности и чёткости. Для развития артистизма я разучиваю танцевальные этюды народного характера, применяю современную хореографию.

В нашей школе две формы обучения хореографии: урочная и внеурочная деятельность. Вторая форма уже направлена на сценический результат: дети готовятся к выступлениям — от внутришкольных мероприятий до всероссийских и международных конкурсов.

Уважаемые родители, давайте отнесёмся серьёзно к воспитанию и обучению наших детей. Школа не в силах самостоятельно справиться с такой сложной задачей — формированием гармонично развитой личности. Давайте вместе ответим на вопрос «Нужен ли урок хореографии в школе?».

Иллюстрации: Shutterstock (Alenka Karabanova)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector