Как заклеить чугунную батарею

Как заклеить чугунную батарею

Как заклеить чугунную батарею

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

Ремонт чугунных радиаторов отопления бывает поверхностным и капитальным. В первом случае пытаются устранить течь простейшими способами, чтобы «дотянуть» до окончания отопительного периода. Во втором варианте подвергают батарею полной разборке, раскручивают секции, делают промывку.

  1. Особенности ремонта чугунной батареи
  2. Почему может сломаться чугунная батарея
  3. Способы ремонта чугунных батарей отопления
  4. Как отремонтировать чугунную батарею отопления
  5. Советы профессионалов
  6. Заключение

Особенности ремонта чугунной батареи

По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

  1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
  2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
  3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
  4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.

После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

Почему может сломаться чугунная батарея

Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:

  1. Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины.
    От гидроудара способна треснуть стенка секции
  2. Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
  3. Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами.
    Резиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
  4. В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
  5. Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.

Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.

Способы ремонта чугунных батарей отопления

Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.

При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:

  1. Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций.
    Для устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
  2. Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
  3. Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность.
    Холодная сварка поможет быстро устранить течь

Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.

Как отремонтировать чугунную батарею отопления

Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.

Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.

Проблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают

Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.

Хомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления

В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.

Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора

Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:

  1. Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
  2. Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
  3. Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.

Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.

На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Заключение

Ремонт чугунных радиаторов отопления в одиночку сложно выполнять, если требуется полная разборка. Проблема связана с большим весом и хрупкостью чугуна. Оптимально пригласить помощника или доверить работу наемным специалистам.

Выбор и применение холодной сварки для ремонта радиаторов и труб отопления

О методе холодного сваривания радиаторов знает любой сантехник. Далеко не каждый раз есть возможность применить горячую сварку, зато ремонт при помощи специальных клеевых составов доступен практически всегда. Холодная сварка для труб отопления пригодится при протечке, поможет ликвидировать проблему быстро и своими руками.

Холодная сварка – что это, применение для системы отопления

Технология склеивания металлов использовалась еще в древности, в результате создавались неразъемные соединения без риска окисления деталей. Под холодной сваркой понимают технологический процесс соединения изделий без дополнительного нагрева, в результате чего их поверхности подвергаются пластической деформации. Последняя разрушает пленку окислов, которая не ранее не давала металлам состыковаться. Сварка происходит в короткий промежуток времени в результате схватывания. На вид этот клеящий состав напоминает шпаклевку, производится на основе эпоксидной смолы.

Сейчас холодная сварка широко применяется для соединения таких металлов:

  • чугун;
  • сталь нержавеющая;
  • медь;
  • олово;
  • алюминий;
  • никель;
  • свинец.

При помощи сварочного клея можно производить ремонт стальных и алюминиевых батарей, чугунных радиаторов, биметаллических радиаторов. Полимерные изделия для трубопровода тоже допустимо заварить таким способом. Речь идет о пропиленовых трубах, которые применяются для монтажа системы отопления. При точном соблюдении технологии возможно заклеить трубу, стояк, радиатор с любым дефектом, хотя прочность стыка будет несколько уступать таковой после электродуговой сварки.

Состав холодной сварки

Клей для металла и пластика производится из эпоксидной смолы – полимера, имеющего высокие прочностные характеристики. Именно эта смола отвечает за однородность, пластичность массы, способность заделать даже минимальные трещинки и заполнить ямки. Эпоксидка может загустеть только при контакте с отвердителем, который идет в комплекте (в некоторых средствах он находится в твердой форме, активируется после попадания на воздух и перемешивания).

В составе холодной сварки есть различные наполнители, оптимизирующие технические свойства: стальной порошок (упрочняющая добавка), сера, пластификаторы. При ремонте радиаторов нужно обязательно обратить внимание на такие добавки, они обязаны быть в замазке.

Разновидности сварки

Все средства, относящиеся к данному виду, делятся на пластичные и текучие. Последние обязательно являют собой двухкомпонентные смеси – один флакон содержит эпоксидную смолу с добавками, второй – отвердитель. Пластичные массы реализуются в тюбиках, флаконах, баночках, ими можно замазать трубу или радиатор без разведения. Масса на вид напоминает пластилин, состоящий из двух брусочков, которые нужно перемешать между собой путем разминания пальцами. Есть возможность отделить небольшой кусочек массы, а остальную часть сохранить до следующей необходимости.

Способы использования

Для ремонта труб нужно приготовить все необходимое – само средство для сварки, ацетон или спирт, наждачку, ветошь и зажимы. Методика заделки радиаторов несколько различается в зависимости от типа сварки – жидкой или пластичной. Важно подобрать подходящее средство, которое годится для труб, находящихся под давлением (металлических или полипропиленовых). Далее надо подготовить, смешать материал, причем с жидкими средствами следует работать быстрее.

Способы применения сварки:

  • простое заклеивание дефекта кусочком массы, расплющенной и размятой пальцами;
  • использование специальных стекловолоконных тканей, нитей для смачивания эпоксидкой с последующим заматыванием резиной, проволокой или без такового;
  • наклеивание на крупный дефект с покрытием металлической заплаткой.

Если течь сильная, можно своими руками сделать состав еще более прочным. Нужно взять любую алюминиевую или бронзовую деталь, немного сточить ее над бумагой, получив металлический порошок. Его нужно добавить в эпоксидную массу, которой потом пропитать витки нитей или ткани.

Температурные показатели смеси

В зависимости от точного состава и конкретного от производителя, температурный диапазон применения сварки может сильно варьироваться. Большинство средств выдерживают замораживание, например, клей Mastix не утратит свойств даже при — 60 градусах. Подавляющее количество дешевых эпоксидок работает только до +150 градусов, потому для сварки радиаторов и труб отопления их использовать можно (работа теплосети обычно осуществляется при +95…+110 градусах).

Более качественные средства выдерживают до +260 градусов, но есть и высокотемпературные смеси – их применяют даже в экстремальных условиях (до +1300 градусов). Хотя нет смысла тратиться на приобретение таких средств, можно купить простой низкотемпературный состав.

Преимущества и недостатки

Технология позволяет устранить течь трубы с высокой надежностью. Данная процедура безопасна в выполнении, чего нельзя сказать об обычной сварке. Прочие преимущества таковы:

  • удобство, легкость методики даже для новичков;
  • отличное качество шва, которое зависит, преимущественно, от типа материала, а не от скорости работы;
  • отсутствие необходимости в покупке специальных инструментов, оборудования, техники и дорогостоящих материалов;
  • минимум энергозатрат;
  • противопожарные, противовзрывные свойства эпоксидки;
  • низкая стоимость ремонта;
  • доступность холодной сварки – клеи продаются в любом магазине.

Минусы у технологии тоже есть. Сварка такого типа не рассчитана на слишком высокие нагрузки – давление, сильный нагрев. Поэтому при серьезном дефекте трубы или радиатора лучше применять горячую сварку или менять участок полностью. Важно соблюдать меры подготовки – в противном случае качество сварного шва снизится. Долговечность холодной сварки ниже, чем у стандартного сваривания – отремонтированные трубы не прослужат много лет, а потребуют нового ремонта. По сути, такой ремонт считается специалистами временной мерой.

Виды и производители

Обычно сварка холодным методом применяется, когда финансово нецелесообразно использовать горячий способ либо это затруднительно. Такие ситуации случаются при появлении минимального дефекта, повреждении габаритного изделия, риске серьезных внутренних напряжений в трубе.

Для ремонта можно применять следующие типы средств:

  • универсальные – применяются для заклейки металла, пластика, камня, дерева, стекла, бетона и большинства иных материалов;
  • автомобильные – если на материале указано, что он выдерживает высокие температуры, то использовать его в ремонте труб разрешается;
  • для пластика – обычно термостойкость подобных средств достигает +260 градусов и выше, потому они тоже пригодны для работ.

Не годятся средства с пометкой «для дерева», «для сантехники». Они, как правило, не являются термостойкими, да и качество сцепления будет ниже. Лучше найти конкретную сварку для работы по металлу, пластику с четким указанием температурного режима. Есть даже суперводостойкие средства для работы под водой, их тоже можно использовать для холодной сварки.

Отечественные составы стоят дешевле импортных, но по качеству не уступают последним. Только не стоит брать самую дешевую сварку, она наверняка даст низкое качество сварного шва. Самыми востребованными средствами считаются такие:

  1. Hi-Gear. Универсальный клей, его часто покупают владельцы авто для заклеивания элементов, подвергающихся серьезным нагрузкам. Такой клей поможет устранить любую течь системы отопления.
  2. «Титан». Годится для любых материалов, не портится от воздействия воды и высоких температур.

Также спросом пользуются сварки ABRO, «Полимет», «Алма», Wurth Liquid, Permatex Cold Weld.

Инструкция для холодной сварки труб

Для начала нужно качественно подготовить основание. Для этого все участки, на которые будет наноситься смола, очищаются от ржавчины, грязи, старой краски. Обработать их можно наждачкой, чтобы сразу убрать все загрязнения. Слишком стараться не следует, иначе на поверхности останутся глубокие царапины. Зато мелкие потертости будут кстати – они усилят адгезию. Непосредственно перед свариванием детали надо обезжирить растворителем (обычно ацетоном) или помыть с моющим средством. Если есть возможность, нужно просушить стыки феном для волос – нагрев улучшит сцепление.

Клей готовят в зависимости от инструкции. Для изготовки жидкого клеящего состава в смолу добавляют строго отмеренное количество отвердителя. Время жизни состава также указано в инструкции, далее начинается его полимеризация. Обычно период равен 10-15 минут или чуть больше. Немного продлить это время можно путем охлаждения средства.

Пластилинообразные мастики готовят путем разминания руками, предварительно надев перчатки и намочив их водой. От стержня следует отрезать нужное количество материала, остальную массу убрать. Резать надо только строго поперек, иначе соотношение эпоксидки и отвердителя будет неверным. По мере готовности цвет массы станет равномерным, при этом она нагреется из-за выделения тепла.

Ремонт осуществляют таким образом:

  • нанести клей на место будущего стыка, прямо в пробоину, чтобы обеспечить проникновение массы вглубь;
  • второй вариант – намотать стеклонить, стеклоткань, покрыть жидким составом, уже начавшим немного густеть;
  • разгладить средство снаружи маленьким шпателем или иным плоским приспособлением, немного смочив его в воде;
  • в течение нескольких минут можно менять положение смеси;
  • если пробоина слишком большая, на нее придется посадить металлическую заплатку (прямо на холодную сварку);
  • зафиксировать участок на 15-60 минут в зависимости от указаний инструкции, применяя зажим;
  • по возможности, нельзя подвергать соединение интенсивным нагрузкам в течение 1-24 часов, хотя для большинства сварок достаточно 1-1,5 часов.

Если ремонт проводится в помещении с низкой температурой, клей надо скатать в шарик и позволить массе внутри прогреться до +40…+50 градусов. Время выдерживания шарика не должно быть больше времени жизни смеси (обычно его не держат более 4 минут). Для эффективного прогревания шарика его надо делать массой не меньше 50 г. Нужно помнить, что для ремонта сложных соединений и узлов лучше сразу воспользоваться горячей сваркой или заменить детали, холодный стык может оказаться ненадежным.

Меры безопасности

После высыхания материал является безопасным для человека, но при работе с ним надо соблюдать осторожность. Все работы проводят в перчатках, не допуская прямого контакта эпоксидки с кожей. Нельзя пользоваться для резки смолы ножом для пищевых продуктов. При контактировании с массой кожу промывают водой с мылом.

Починка чугунного и других видов радиаторов

Работа с радиаторами аналогична заклеиванию дефектов на трубах. Поверхность очищают, обезжиривают. Можно для этой цели применять спирт, нанося его ватным тампоном. Далее берут шарик смолы примерно 2 см диаметром, разминают его, смешивая компоненты. Прижимают смолу к месту повреждения, разглаживают, удерживают ветошью или зажимом.

Обычно на полимеризацию хватает 30-40 минут, но использовать батарею лучше спустя сутки, не раньше. Естественно, подача воды перед ремонтом должна быть отключена. Если требуется удалить свищ, нужно взять стеклоткань и жидкое средство, обмотать участок и надежно проклеить его.

Холодная сварка – отличная временная мера до завершения отопительного сезона. Она поможет устранить течь трубы или радиатора быстро и без хлопот!

Что делать, если течет батарея отопления: способы устранения неполадок

Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу – нужно сразу же уведомить управляющую компанию и попросить приостановить на время ремонта подачу горячего теплоносителя. Обычно эта неприятность возникает в ходе плановых сбросов воды в системе, после резкого увеличения нагрузок, в результате в самых уязвимых зонах появляются дефекты.

Причины и виды протечек

Элементы отопительной системы, расположенные в жилых помещениях, – это трубы и металлические радиаторы, выше всего риск разгерметизации в зонах их соединений. Протечка – это непосредственно выход теплоносителя наружу, она может проявляться в виде ржавых подтеков на батарее и капель, падающих на пол.

Специалисты выделяют 4 ключевых типов дефектов, которые проявляются в зависимости от специфики установленных соединительных элементов:

  • трещины, возникшие на секции радиатора,
  • утрата герметичности трубопроводов, ведущих от стояка к батарее,
  • течь между секциями радиаторов,
  • разгерметизация зоны, соединяющей трубу и батарею.

Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу

Читайте также  Как клеить углы пвх панели

В соответствии с тем, на каком именно участке возникла проблема, предпринимают конкретные меры по ее ликвидации.

Как устранить течь батареи отопления: общее руководство к действию

Если течет чугунная батарея, наиболее вероятная причина этого явления – износ изделия. Также необходимо принимать во внимание материалы, из которых были изготовлены прокладки и магистральные трубы, специфику соединения элементов. Специалисты подчеркивают, что примитивное замазывание щелей гипсом является лишь временной мерой, если руководствоваться только ею, велик риск ухудшения проблемы.

Если даже течь крайне мала, не стоит ограничиваться ее локализацией с помощью банки или таза (хотя это должно стать первым шагом), в случае возникновения в сети существенного перепада давления на месте щели образуется пробоина, что чревато полноценным потопом. Даже небольшие капли подразумевают срочное устранение дефекта.

Подтеки возникают либо из-за утраты герметичности стыков, либо вследствие разрушения материала. Особую опасность представляют протечки, которые временами исчезают – в таких условиях обыватели надеются на прикипание материала, что может стать большой ошибкой.

В том случае, если радиатор не пригоден к ремонту, нужно слить из системы теплоноситель и заменить дефектный элемент. Здесь главный шаг – перекрытие потока воды.

Ключевые методы борьбы с течью

Если нет возможности сразу вызвать аварийную бригаду, можно воспользоваться следующими приемами:

  • болтом-саморезом,
  • гипсово-цементной повязкой,
  • герметиком,
  • резиновой прокладкой и хомутом,
  • тканью с водо- и термостойкой клеевой пропиткой,
  • сваркой.

Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке

Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке. Далее нужно как можно оперативнее позаботиться об установке нового радиатора.

Герметичная пломба

В хозяйственном магазине можно приобрести герметик на полимерной либо порошковой основе. На воздухе этот состав полимеризуется, с его помощью можно выиграть время для организации полноценного ремонта. Двухкомпонентные вариации затвердевают после смешивания всех составляющих.

Холодная сварка – это двухкомпонентный герметик, который продается в компактных тубусах, обычно в ее состав входят эпоксидная смола и металлический порошок. Участок перед применением холодной сварки нужно тщательно зачистить, обязательно обезжирить. Необходимо удалить краску, ржавчину, притом желательно с припусками, чтобы увеличить доступную зону контакта. Зачистку легче всего произвести с применением камня, который обычно используется для заточки ножей. Инструкция на тубусе подробно описывает рекомендуемый производителем способ применения, нужно обратить внимание, что некоторые разновидности нельзя использовать во влажных условиях – вода может стать препятствием для полноценной полимеризации.

Производители предлагают жидкую сварку и густую, по консистенции напоминающую пластилин. Перед применением нужно размять в руках оба компонента так, чтобы полимер обрел однородный цвет без вкраплений, далее его толстым слоем наносят на дефектный участок. Желательно не подавать в систему воду до полной полимеризации состава. При качественном нанесении через несколько часов образуется прочное покрытие, препятствующее выделению влаги.

Хомут и прокладка

Эта методика применима для устранения повреждений на стыке отопительного прибора и магистральной трубы. В качестве резинового бандажа можно использовать кусок велосипедной камеры, его крепят с помощью хомута либо проволоки.

Влагостойкий клей

Еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями. Ткань пропитывают клеем, устойчивым к термическому воздействию и влаге, ею оборачивают проблемную зону. К моменту высыхания вода перестанет выступать на поверхности. Для решения подобной задачи отлично подойдет двухкомпонентный эпоксидный состав.

Влагостойкий клей — еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями

Повязка с цементом и гипсом

Нужно подготовить алебастр, цемент, небольшую емкость с водой комнатной температуры, медицинский бинт и соль. Цемент разводят в емкости так, чтобы консистенция напоминала нежирную сметану, нужно погрузить в смесь нарезанный полосами бинт и после того, как он пропитается, обмотать заготовками место повреждения. Алебастр (гипс) понадобится в том случае, если необходимо произвести ремонтные работы без перекрытия воды – такая смесь быстрее схватывается.

Протечки, возникающие на резьбовом соединении, устраняют с помощью соли. Ткань или бинт намачивают и обваливают в соли, обматывают ими место стыка. Сверху накладывают упомянутую цементную повязку.

Сварка

Эта методика подойдет только для стальных приборов, здесь понадобится сварочный аппарат. Дуговая сварка опасна, лучше использовать газовую – так можно не бояться повреждения зоны вокруг течи.

Течет батарея отопления: что делать в зависимости от типа дефекта

Все рекомендации можно конкретизировать в соответствии с локацией проблемного явления, в этом случае стоит рассмотреть 4 наиболее распространенные ситуации.

Как заделать течь между двумя секциями радиатора?

Здесь необходима дополнительная герметизация зоны стыка. Участки, располагающиеся между двумя секциями батарей из чугуна, как правило, имеют прямолинейную форму и характеризуются небольшой площадью, благодаря чему можно быстро найти дефект и в сжатые сроки его устранить.

Стоит воспользоваться алгоритмом из следующих действий:

  • укрепить направляющий винт с помощью обычного автомобильного хомута,
  • можно сделать хомут самостоятельно, используя несколько пластин из стали (здесь не подойдут алюминиевые заготовки). Для затягивания петли используется болтовое соединение,
  • проблемное место перед тем, как накладывать хомут, необходимо изолировать с помощью резиновой прокладки. Ее можно заменить прямоугольным отрезком ткани, пропитанным эпоксидным клеем.

Обматывать стык между радиаторами нужно очень аккуратно, чтобы не перетянуть соединение, такую же осторожность следует проявлять при дальнейшем использовании хомута.

Ликвидация дефекта в месте соединения стояка с трубой

Здесь причиной появления влаги может быть некорректный монтаж, проблема становится заметной после запуска отопительной системы. Стояк с трубой обычно соединяются с помощью сварки либо резьбы, в обоих случаях небрежная сборка, неаккуратная сварка, использование труб разного диаметра вызывают подтеки и влекут необходимость немедленного ремонта.

Если на эту будет оказано сильное механическое давление, например, во время детской забавы или когда возникает необходимость добраться к верхней части окна, даже небольшие нагрузки могут вызвать возникновение излома на стыке или перекоса. В этом случае временной мерой также, как и в предыдущем случае, может стать хомут в тандеме с резиновой прокладкой.

Устранение трещины в радиаторе

Оптимальным решением может стать применение классической сварки, но эта методика, во-первых, опасна и трудоемка, во-вторых, подразумевает наличие оборудования и соответствующих навыков.

Холодная сварка — отличный метод для устранения трещины в радиаторе

Уместная альтернатива – холодная сварка. Проблемный участок радиатора нужно подготовить – тщательно высушить и обезжирить. Далее нужно взять небольшой шарик холодной сварки и с усилием прижать его к месту течи. Материал в течение нескольких минут полимеризуется, для его полного застывания достаточно получаса. Эту батарею можно будет уже через сутки запустить в работу, но после окончания отопительного сезона понадобится ее замена – холодная сварка считается временной мерой.

Восстановление целостности отопительной трубы

Для подвода теплоносителя используются стальные трубы, на них накладывают повязки с гипсово-цементной смесью:

  • в небольшой емкости разводят цемент до средне-густой консистенции,
  • подготавливают отрезы бинта длиной примерно 30 см,
  • бинты вымачивают в цементном растворе,
  • с усилием наматывают заготовки на поврежденный участок в несколько слоев, чтобы обеспечить прочность соединения.

Если нет возможности перекрыть кран, первая наматываемая повязка должна быть вымочена в алебастровом растворе. Следующим слоем уже можно использовать цементные повязки.

Рекомендации по уходу и профилактике течи батарей в летний сезон

Все перечисленные выше методики актуальны в зимнее время, когда нужно срочно что-то предпринять. После окончания отопительного сезона необходимо организовать плановое обслуживание радиаторов и труб. Батареи снимают и разбирают на секции, удаляют старый уплотнитель со всех резьбовых соединений, иногда необходимо заменить ниппели на новые, обязательная мера – подготовка новых межсекционных прокладок. Если были обнаружены свищи, их нужно заварить, далее можно вернуть радиатор на место.

Если в доме не проводилась комплексная замена всех компонентов системы отопления, риск возникновения протечки увеличивается ввиду естественного износа коммуникаций. Специалисты рекомендуют всегда иметь в наличии хотя бы резиновые прокладки и хомуты, холодную сварку, чтобы незамедлительно перекрыть поток влаги.

Как выполнить ремонт чугунного радиатора отопления своими руками?

Время использования чугунных радиаторов отопления настолько длительное, что жильцы считают, что так и должно быть, поэтому при появлении утечки или свища в стенке устройства, бросаются в панику, не понимая, что им предпринять. Особенно неприятен тот факт, если неисправность возникла в момент заморозков. Но в межсезонье нельзя оставлять равнодушно относиться к отопительным элементам. Обычно профилактические работы, выполняемыми мастерами теплосети, позволяют обнаружить наличие грязи или утечек в устройстве. Специалисты подготовили для вас простые варианты устранения утечки в чугунной батарее отопления.

  • Конструкция чугунных радиаторов
  • Частные неисправности и их признаки
  • Первые признаки поломки
  • Устранение свища

Конструкция чугунных радиаторов

Данный тип отопительных устройств состоит из отделений. Старые модели сегодня производятся в форме гармошек, а вот новые отличаются плоской внешней панелью, позволяющей получить равномерный прогрев всей площади. При работе оборудование применяется два вида теплоотдачи:

  • излучение составляет 30% тепла. Оно не просто греет воздушные потоки, а передает тепло ближайшим предметам, обеспечивая помещение качественным прогревом;
  • конвекция, выполняемая батареей отопления, снабжает комнату постоянными воздушными массами и составляет 75% отдачи тепла.

Конструкция чугунной батареи, несмотря на внешние изменения, осталась такой же. Она состоит из:

  • заглушек,
  • запорных устройств,
  • пробок,
  • сердечника и терморегулятора,
  • контрагаек,
  • ниппелей и прокладок.

Даже если чугун отличается высокой надежностью сред других материалов, у него все равно есть свой лимит. Обычно время эксплуатации чугунных радиаторов составляет 30 лет, при хорошем уходе и благоприятных условиях работы – до 100 лет. Зато элементы, соединяющие секции друг с другом, чаще подвергаются поломкам. При регулярных гидроударах они могут расшататься или деформироваться. Наблюдается течь между ячейками чугунной батареи, которая, если не устранить в срок, может быть серьезной причиной аварии или угрозы для здоровья и жизни человека. Чтобы этого не случилось, необходимо проверить состояние чугунных радиаторов после завершения сезона отопления. При этом можно выявить совершенно разные неполадки в системе отопления.

Частные неисправности и их признаки

Несмотря на то, что чугун устойчив несовершенству теплоносителя центрального отопления, а батареи из него образуют широкие каналы, чтобы в них не скапливалась грязь, проблемы могут появиться даже у них. При этом металл не знает, что такое износ. Причиной может быть свищ, который образовался в стенах батареи, или разрыв самого устройства. На это валяют следующие факторы:

  • все знают большие габариты и массу чугунных радиаторов. Если при установке конструкции были применены хрупкие кронштейны или их было мало, то со временем установка может просесть или наклониться. Даже маленькие отклонения на пару миллиметров уменьшит продуктивность работы оборудования. А если перекосом ничего не делать, то через несколько нет в зоне отсутствия теплоносителя, образуется коррозия. Сначала это будет маленькое коричневое пятно, которое будет расти с каждым сезоном отопления, пока на его месте не появится свищ. Долгим сроком службы обладают как старые, так и новые модели чугунных радиаторов, но при условии, что они установлены в контур многоквартирного здания не выше 6 этажей. Если теплосеть надежная и нет сильных гидроударов, то их можно монтировать в девятиэтажных зданиях. Иначе под сильным напором воды чугунная батарея может течь на стыках креплений отделений. Если в момент сезона отопления потекла батарея, нужно предварительно знать, чем ее заделать. Сегодня существует огромное количество герметиков, которые помогут оборудованию дотерпеть до теплых дней;
  • внутренняя конструкция отечественных батарей такова, что чугун, из которого они сделаны, обладает шероховатостями, которых нет в зарубежных аналогах. Поэтому на стенках со временем скапливается много грязи, которой наполнена вода в теплосети. Известь, ржавчина, частицы металла – все это оседает на поверхности и делает канал узким настолько, что он не пропускает теплоноситель под сильным напором. Конструкция может разорваться, и тогда придется срочно решать проблему;
  • прокладки и резьба ниппелей – слабое место отопительных устройств. Если чугун лишен срока эксплуатации, то детали батареи не могут порадовать вас такой надежностью. Чтобы не доводить ситуацию до ремонта чугунного радиатора отопления своими руками, зоны стыков нужно проверять после каждого сезона отопления и регулярно менять прокладки.

На практике показано, что проблемы с системой отопления возникают тогда, когда нужно делать ремонт. Чтобы заранее знать обо всех неполадках, необходимо прислушиваться к звоночкам, указывающим на присутствие дефектов.

Первые признаки поломки

Существует перечень «симптомов», указывающих на то, что с отопительными батареями не все в порядке. К ним принято относить:

  • комнаты стали прохладными. Попробуйте опросить соседей и узнать, тепло ли у них в квартире. Если у них все хорошо, значит, проблема у вас. Причиной может стать загрязнение оборудования, перекос или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – зафиксировать или выполнить замену кронштейнов и проверить грамотность монтажа строительной линейкой. В третьем – ремонт радиаторов;
  • если на поверхности батареи возник странный налет, то причина в износе прокладок. Необходимо отключить систему, снять батареи и поставить новые;
  • утечка видна сразу. Если она маленькая, то можно использовать хомут или холодную сварку, иначе придется менять оборудование.

Даже маленькие, едва заметные дефекты могут перевоплотиться в большую и серьезную проблему, если вовремя не устранить их. Временные хомуты и заплатки не помогут. Только профессиональные специалисты сделают диагностику, выявят надежность и плотность отопительного контура и его деталей, а также выполнят квалифицированный ремонт.

Устранение свища

Любая поломка возникает из-за причины. Свищ на трубах обогревательной системы или на радиаторе не является исключением. Если на деталях теплосети возникло маленькое пятно коричневого цвета, то не думайте, что это просто слезает краска. Это начало необратимого процесса. Но если вы знаете, как убрать свищ в чугунной батарее, то сможете предотвратить разрушение и продлить ее срок использования.

Причины возникновения коррозии:

  • учитывая постоянное увеличение стоимости коммунальных услуг, некоторые ради экономии электричества подсоединяют нулевой кабель к отопительному контуру. Токи движутся по трубам методом теплоносителя и провоцируют возникновение коррозии. Спасти данную ситуацию может только соответствующая служба, которая найдет нарушителя и сделает ремонт;
  • высокий уровень кислотности воды наносит вред даже устойчивому к коррозии чугуну;
  • прошел срок эксплуатации батарей, или отложения на их стенах нанесли вред металлу. Даже маленький свищ или трещина под влиянием напора воды поспособствует тому, что батарея разорвется, и из нее потечет горячая вода. Если чуть-чуть батарея капает, то можно использовать хомут. Если бежит данным ручейком, лучше применить двухсторонний зажим.

Если теплоноситель порвал место, где присутствует свищ, то появляется вопрос, можно ли заварить батарею? Обычно срочной помощью является холодная сварка. Но даже если она восстановила герметичность, нужно вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительного оборудования.

Ремонт чугунных батарей можно сделать самостоятельно с помощью инструментов и нужных материалов, но при условии обнаружении некритичных поломок. Холодная сварка является легким и быстрым способом восстановить отопительный прибор, но даже он не даст гарантию, что в будущем ничего ужасного не произойдет. Чтобы удостовериться, что отопительное устройство и все его детали будут служить долгое время и не нанесут вреда людям, необходимо или полностью заменить отремонтированный прибор после завершения холодного сезона, или вызвать мастеров, чтобы они проверили его стабильную и надежную работу.

YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Ремонт батарей отопления своими руками по правилам

Среди основных элементов отопительных конструкций значатся радиаторы, которые, нагреваясь, обогревают помещения. Приборы, произведенные из чугуна, которые предназначены для теплоснабжения квартир и домов, могут прослужить несколько десятков лет. Но нет ничего вечного, это касается, в том числе и данного материала для изготовления радиаторов. По истечению определенного срока эксплуатации наступает время, когда требуется выполнить ремонт батарей отопления своими руками. Причиной может стать протечка, ухудшение качества теплоотдачи, облупившаяся краска и т.д.

Ремонт заключается не только в покраске батарей отопления. Нередко требуется заменить часть батареи, которую невозможно реставрировать, добавить или убрать одну или несколько секций, поменять трубу подачи или обратки и прочее. Если не произвести комплексный ремонт батареи отопления, то восстановить эффективный обогрев в помещении вряд ли удастся.

При наличии навыков строительных работ можно обойтись собственными силами. Правда, для проведения ремонтных работ иногда требуется сварочный аппарат.

Устранение течи батареи отопления

В многоэтажном доме вариант устранения щели зависит от ее места расположения. На горячих секциях устранять протечку достаточно проблематично, но возможно (прочитайте: «Устранение течи в системе отопления, герметизация соединений»).

Существует несколько способов, как можно произвести ремонт отопительных батарей:

  1. В случае, когда чугунный отопительный прибор протекает на стыках, берут медицинский бинт, смачивают в эпоксидном клее и плотно наматывают в месте, которое подтекает. Когда клейкая лента высыхает, она становится очень прочной и ее можно выкрасить в цвет радиатора. Отремонтированный таким образом участок продержится пару лет (прочитайте также: «Правильная покраска труб отопления, как именно и какой краской лучше красить»).
  2. Устраняют протечки в батарее на стыке при помощи специально изготовленных для этих целей хомутов, которые продаются в строительных магазинах. Это изделие (см.фото) представляет собой металлическое кольцо, имеющее прорезиненные пластины, которые между собой стягивают двумя болтами. Хомут прикладывают на место течи и потом затягивают болты (прочитайте также: «Как устранить течь трубы отопления, если она протекает»). В продаже имеется продукция с разными размерами и диаметрами, подходящая для разных приборов.
  3. При невозможности реализации первых двух способов, место течи можно прикрыть небольшим кусочком плотной резины, вырезанным из медицинского жгута или велосипедной камеры. Но подобный хомут является временной мерой и в дальнейшем требуется переделка.
  4. Небольшое отверстие в батарее можно устранить, если использовать холодную сварку. Она представляет собой химическое соединение, имеющее вид небольших пластинок и напоминающее по консистенции детский пластилин. Кусочек сварки разминают в руках, пока не образуется однородная масса. После этого его приклеивают к поврежденному месту на приборе. Чугунные отверстия прекрасно заклеят герметики (полимерный или порошковый), способные выдерживать большие температуры и не испаряться.

Каждый хозяин квартиры, чтобы не затопить ниже живущих соседей, должен иметь под рукой:

  • хомуты соответствующего размера;
  • бинт медицинский;
  • эпоксидный клей;
  • резиновые жгуты;
  • клей-герметик;
  • холодную сварку для батарей.

После временного устранения проблемы все равно требуется капитальная реставрация чугунного прибора.

Ремонт батареи отопления своими руками на видео:

Реставрация старых радиаторов из чугуна

До того, как отремонтировать батарею отопления, следует приготовить инструменты и материалы:

  • разводной сантехнический ключ № 2, 3;
  • ключ для радиаторов под ниппель 5/4 (когда батарея старая), под ниппель 1 (если радиатор современный);
  • мел;
  • стальная труба длиной 50-70 сантиметров, помогающая проворачивать ключ.

Реставрация изделий из чугуна начинается с демонтажа приборов и слива остатков теплоносителя из полостей. Секции помещают на горизонтальную поверхность. Потом снимают крайнюю заглушку или футорки. Следует не забывать, что у заглушек резьба всегда левая, а у обычных футорок – правая.

До начала работ по ключу при помощи мела выполняют круговую отметку. Для этого следует совместить рабочую часть ключа и ниппель, который нужно открутить и нанести пометку на торце секции. Необходимо подложить упор под ключ, под его свободный край, и таким образом удастся избежать прогибов. После окончания подготовки батареи к разборке начинают откручивать секции, сдвигая резьбу с места.

Параллельные ниппели поочередно прокручивают на ширину 5-7 миллиметров между соседними секциями. Ремонт батареи отопления своими руками или ее реставрацию лучше выполнять с напарником, чтобы радиатор был зафиксирован в нужном положении.
Таким способом меняют секции не только в чугунных изделиях, но и в алюминиевых и биметаллических приборах.

Нередко старые радиаторы из чугуна с трудом поддаются механическим воздействиям, поскольку секции проржавели. В таком случае места соединения в месте расположения ниппеля прогревают автогеном вдоль параллельных стыков круговыми движениями. После завершения нагрева откручивают футорки. Когда замена секций радиатора завершена, его помещают на прежнее место (прочитайте также: «Замена радиаторов отопления своими руками — делаем правильно»).

Покраска и ремонт батарей отопления

Когда чугунные изделия не протекают и эффективно обогревают помещение, но краска на приборах облупилась, то потребуется их перекрасить, поскольку такие конструкции из чугуна подвергаются коррозии, результатом чего будут течи.

Чтобы покрасить батарею из чугуна потребуются:

  • строительный фен (или растворитель);
  • щетка, наждачная бумага;
  • антикоррозийное покрытие;
  • грунт по металлу;
  • краска;
  • кисти и прочее.

Старое лакокрасочное покрытие необходимо удалить, используя железную щетку и химические соединения, предназначенные для снятия краски. Когда батарея уже демонтирована, можно использовать строительный фен – он вздует слой краски и тот легко снимется. Затем поверхность зачищают наждачной бумагой. Дальше ремонт радиаторов отопления своими руками предполагает обработку чугуна преобразователем ржавчины, а потом обезжиривание растворителем. Потом поверхность грунтуют составом для металлов.

Читайте также  Как клеить кафель на печку

Для нанесения краски используют кисти. Батарею следует прокрасить полностью, для чего подойдут валики, губки, распылители (детальнее: «Чем и какой краской покрасить батареи отопления»). Начинают покраску радиаторов отопления с внутренних поверхностей, а затем приводят в порядок наружную часть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector