Как вести учет электроэнергии

Как вести учет электроэнергии

Как вести учет электроэнергии

Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля?

kali№ovsky / Depositphotos.com

С 1 июля 2020 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2020 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).

  • ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты «текущего» ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и «простым», однако к 2022 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать «умными» (хотя «обычные» могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
  • гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
  • до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на «прямой» договор с РСО;
  • а вот когда ОДПУ тоже станет «умным», то снимать его «интеллектуальные» показания будет именно гарантирующий поставщик;
  • гарантирующий поставщик «обновляет» и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного «умного» ИПУ электричества, показания «простого» ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на «прямом» договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2020 года;
  • «оприборивание» счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить «прямой» договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
  • если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
  • а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Кроме того, из текста Правил № 354 зачем-то исключено положение о расчете платы за «общедомовые» коммунальные ресурсы (пресловутые КР на СОИ). Напомним, что вода, тепло, электричество расходуются не только жителями МКД, но и УК – на содержание дома (например, мытье холлов и коридоров, полив газона и т.п.). И если УК тратит эти ресурсы расточительно (или даже злоупотребляет доступом к ресурсу), то собственники помещений в МКД вправе оплачивать эти ресурсы, истраченные на общедомовые нужды, не полностью, а в пределах специально рассчитанного норматива. Такое правило специально предусмотрено ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса, чтобы стимулировать УК экономить, а жителей контролировать своих управдомов; однако ЖК РФ требует, чтобы порядок расчета платы утвердило Правительство РФ. Сейчас ранее действующий порядок (т.е. абз. 2 п. 44 Правил № 354) отменен, а взамен – ничего не появилось, что, безусловно, повлечет волну жалоб и судебных разбирательств.

Порядок учета электрической энергии с использованием интеллектуальной системы учета (ИСУ) — Lex Energética

Авторы:

Виноградов Дмитрий — эксперт телеграм канала — Lex Energética, практикующий юрист;

Насветников Михаил — эксперт телеграм канала — Lex Energética, практикующий юрист.

На кого возложена обязанность снимать показания приборов учета (пункт 155 ОПФРРЭ)

Данная обязанность возлагается на лицо, которое несет ответственность за прибор учета.

То есть, показания установленных и допущенных в эксплуатацию после 01.07.2020 приборов учета снимают:

  • в многоквартирных жилых домах — гарантирующие поставщики;
  • в остальных точках поставки – сетевые организации.

Показания установленных и допущенных в эксплуатацию до 1.07.2020 приборов снимаются в прежнем порядке вплоть до замены этих приборов учета после их утраты, выхода из строя или истечения их межповерочного интервала.

ВАЖНО! В случае неисполнения Гарантирующим поставщиком и (или) Сетевой организацией возложенной на них пунктом 151 ОПФРРЭ обязанности по замене прибора учета по истечении его межповерочного интервала или после получения уведомления потребителя о необходимости замены прибора учета последствия отсутствия учета электроэнергии в точке поставки в виде уплаты неустойки (50% и 100% стоимости услуг по передаче электроэнергии) возлагается на них.

Как происходит обмен показаниями приборов учета между субъектами рынка (пункт 156 ОПФРРЭ)

Для приборов учета, входящих в ИСУ — в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (которые еще не приняты);

Для приборов учета, не входящих в ИСУ — в порядке, установленном на основании соглашения о порядке информационного обмена показаниями

Уточнены даты, в которые должны быть сняты показания приборов учета (пункт 157 ОПФРРЭ)

  • коллективные приборы учета в многоквартирных жилых домах – между 23-м и 25-м числом текущего месяца
  • индивидуальные приборы учета в многоквартирных жилых домах и домовладениях – до 25-го числа текущего месяца
  • остальные – в 00:00 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

Снятие показаний расчетного прибора учета, не присоединенного к ИСУ, оформляется актом снятия показаний расчетного прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета.

Уточнены даты передачи показаний приборов учета (пункт 159 ОПФРРЭ)

Для приборов учета, не входящих в ИСУ:

  • показания коллективных приборов учета в многоквартирных домах – до 26 числа текущего месяца;
  • остальные приборы учета – в первый день месяца, следующего за расчетным.

Для приборов учета, входящих в ИСУ:

  • в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) — пока не приняты.

Уточнены сроки передачи показаний сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками друг другу

По общему правилу показания приборов учета, полученные от потребителя или с использованием ИСУ, передаются другой стороне договора об оказании услуг по передаче электрической энергии до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 160 ОПФРРЭ).

Для показаний приборов учета в многоквартирных жилых домах установлены особые правила — см. пункт 162 ОПФРРЭ.

Гарантирующий поставщик передает в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в отношении жилых домов, многоквартирных домов (с распределением по каждому дому).

В отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, реестр должен содержать данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах.

Если многоквартирный дом присоединен к объектам другой Сетевой организации (территориальная Сетевая организация), то Сетевая организация (Котложержатель), с которой Гарантирующий поставщик заключил договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, обязана передать территориальной Сетевой организации показания в течение суток с момента получения их от Гарантирующего поставщика.

Акты снятия показаний приборов учета, не включенных в ИСУ, передаются гарантирующим поставщиком в сетевую организацию до окончания 5-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 165 ОПФРРЭ).

Расчетные способы определения объема потребленной электроэнергии в случае непредоставления показаний прибора учета, а также в случаях выхода из строя, утраты прибора учета (кроме случаев безучетного потребления)

При наличии контрольного прибора учета – объем энергоресурса определяется по его показаниям (пункт 164 ОПФРРЭ).

В случаях отсутствия, неисправности, утраты или истечения интервала между поверками, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии производится на основании замещающей информации.

Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года — показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись (пункты 140, 179 ОПФРРЭ).

Расчетные способы определения объема потребленной электроэнергии в случае недопуска к прибору учета

В случае двукратного недопуска к прибору учета, находящемуся в границах балансовой принадлежности потребителя, объем потребления после второго случая недопуска определяется в порядке, установленном пунктами 140, 164, 179 ОПФРРЭ (см. выше) с применением повышающего коэффицента 1,5 (пункт 182 ОПФРРЭ).

В случае двукратного недопуска к прибору учета в границах производителя электрической энергии – объем производства считается равным 0 после второго недопуска

В случае двухкратного недопуска к прибору учета в границах ТСО:

  • объем принятой в сеть э/э определяется по максимальному суточному значению за месяц, в который зафиксировано максимальное поступление в прошедшем году;
  • объем отпуска э/э определяется по минимальному суточному значению за месяц, в который зафиксирован минимальный отпуск в прошедшем году.

Расчетные способы определения объема потребления в точках поставки с мощностью менее 5 кВт при отсутствии ПУ (пункт 185 ОПФРРЭ)

  • применяется расчетный способ, согласованный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии
  • если расчетного способа в договоре нет, то исходя из характерных объемов потребления исходя из величины максимальной мощности и стандартного числа часов работы.

Судебная практика, а также самые важные изменения в законодательство в области электроэнергетики — Lex Energética

Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1182)

топлива и энергетики

19 сентября 1996 года

26 сентября 1996 года

18 сентября 1996 года

12 сентября 1996 года

17 сентября 1996 года

УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Настоящие «Правила учета электрической энергии» (в дальнейшем — Правила) разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО «ЕЭС России» с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 — 544), Федеральных законов «Об обеспечении единства измерений», «Об энергосбережении» и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно — технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно — техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

— осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

— выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

— обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико — экономических задач:

— финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

— определения и прогнозирования технико — экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

— определения и прогнозирования технико — экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально — бытовым сектором и др.;

— обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

— выработанной генераторами электростанций;

— потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

— отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

— переданной в сети других собственников или полученной от них;

— отпущенной потребителям из электрической сети;

— переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

— определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

— составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

— контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

— расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно — измерительных систем.

2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно — технических документов в части:

— мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

— классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

— размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно — измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно — технических документов и инструкций заводов — изготовителей.

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно — технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно — технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим Правилам.

4.6. Периодическая проверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ

В ТЕКСТЕ ПРАВИЛ

Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.

Счетчики, учитывающие активную электроэнергию, называются счетчиками активной энергии (далее — счетчики).

Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее — реактивная электроэнергия) за учетный период, называются счетчиками реактивной энергии.

Средства учета — совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно — измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций — потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей — потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на производственные нужды — это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

Потребитель (абонент) электрической энергии — юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Энергоснабжающая организация — коммерческая организация независимо от организационно — правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией.

Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Средства измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений.

Проверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средства измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Выгодно ли устанавливать многотарифные счетчики

Вы удивитесь, когда увидите числа

Я инженер-математик и не люблю верить на слово, поэтому решила проверить, насколько выгодны многотарифные счетчики.

У мамы истекал срок поверки счетчика на электричество. Она спросила у меня совета, какой ей установить, а я решила сначала проверить все суммы. Расскажу, как вела расчеты и что в итоге посоветовала маме.

Какие бывают счетчики

Электрический счетчик — это прибор, который учитывает, сколько электроэнергии вы расходуете. Сколько сжег электричества — столько он и покажет на табло в киловатт-часах. Затем за эти киловатт-часы нужно будет заплатить энергоснабжающей организации по своему тарифу.

Тарифы бывают разные. Во-первых , они зависят от региона. Например, в Москве по однотарифному счетчику придется заплатить 4,87 Р за киловатт-час, а в Истринском районе Московской области — 3,89 Р . Во-вторых , сами счетчики могут иметь разные тарифы. Расскажу об этом подробнее. Тарифы устанавливаются обычно на год, в некоторых регионах с 1 июля, в некоторых — с 1 января.

Однотарифный счетчик все время работает только по одному тарифу. Его показания не зависят от времени суток. Киловатт-час электроэнергии будет стоить одинаково и днем, и ночью.

Читайте также  Как получить разрешение на увеличение мощности электроэнергии

Двухтарифный счетчик — это счетчик, где тариф зависит от времени суток. Прибор показывает на экране расход киловатт-часов в двух разных временных интервалах, Т1 и Т2, а также общий расход.

Стандартные временные интервалы:

  • Т1 — с 7:00 до 23:00;
  • Т2 — с 23:00 до 7:00.

Трехтарифный — такой же счетчик, как и двухтарифный, но временных интервалов у него три:

  • Т1 — с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00;
  • Т2 — с 23:00 до 7:00;
  • Т3 — с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00.

Двухтарифные и многотарифные счетчики имеют дисплеи, на которых показания по разным временным интервалам сменяют друг друга. Затем счетчик показывает общий расход.

Еще у счетчиков есть такие параметры, как номинальный и максимальный токи. Обычная благоустроенная квартира — это не производственное предприятие с большим энергопотреблением. Большинство современных электросчетчиков рассчитано на ток силой от 5 до 60 А.

Если нагрузка будет меньше 5 А — это номинальный ток, — то прибор будет выдавать погрешность и неизвестно, кто от этого выиграет. Если все потребители в квартире будут потреблять больше 60 А — это максимальный ток, — прибор может выйти из строя. Но для обычной квартиры это маловероятно, поэтому на эти параметры можно не обращать внимания.

Тарифы

Стоимость электроэнергии для потребителя зависит от тарифов. Тарифы зависят от региона и времени суток.

Региональные тарифы раз в год утверждают органы исполнительной власти в сфере ценообразования. Эти органы называются по-разному : в Москве — Департамент экономической политики и развития города Москвы, в Санкт-Петербурге — Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, в Екатеринбурге — Региональная энергетическая комиссия. На их сайтах можно посмотреть текущие тарифы:

Временные интервалы тарифов одинаковы для всего года и всех регионов, то есть пик везде начинается в 7:00 по местному времени.

Пик — время самой большой и дорогой нагрузки на электросеть, когда большинство людей находятся дома и используют электроприборы: кипятят чайник, сушат волосы феном, заряжают устройства и так далее. Обычно это время, когда люди собираются на работу или приходят с нее. Полупик — время, когда энергии потребляют тоже много, но не так, как в пиковые часы. В ночные часы энергопотребление падает, поскольку большинство отдыхает.

Энергоснабжающие компании устанавливают самые высокие тарифы в период пиковой нагрузки. Чтобы стимулировать людей использовать электроэнергию в другие часы и тем самым перераспределять потребление, они снижают тарифы на полупиковые часы и ночное время.

Расскажу, что влияет на стоимость киловатт-часа:

  1. Населенный пункт. Для разных местностей могут устанавливаться разные тарифы внутри одной области. В сельских местностях тариф обычно ниже.
  2. Использование многотарифного счетчика. Если установлен многотарифный счетчик, стоимость киловатт-часа зависит от времени суток. Потребление в пиковое время стоит намного дороже, чем в ночное. Таким образом государство пытается сбалансировать нагрузку на сети.
  3. Газификация дома. Для домов, которые нельзя газифицировать, тариф на электроэнергию ниже. Это социальная поддержка от государства для тех, кто расходует электричество не только для освещения и работы техники, но и для приготовления еды, отопления и нагрева воды.

Приведу тарифы для Москвы, которые я использовала в своих расчетах. Если дом газифицирован, применяются тарифы для домов с газовыми плитами, даже если не пользуетесь газом. Дальше нужно смотреть на конкретный тариф в зависимости от типа установленного счетчика.

Для двухтарифного счетчика указаны два числа: стоимость киловатт-часа в разные временные интервалы, их обозначают Т1 и Т2. В трехтарифном счетчике добавляется еще третий интервал, Т3.

Кто и за чей счет должен менять счетчики

Срок эксплуатации счетчиков, который заявляет изготовитель, обычно составляет 30 лет. Но это не значит, что со счетчиками можно 30 лет ничего не делать. Периодически их нужно поверять, то есть проводить процедуру, которая подтвердит точность показаний. Поверка требуется обычно каждые 10 лет для трехфазных и каждые 16 лет для однофазных счетчиков. Но бывают счетчики с межповерочным интервалом 8 лет. Периодичность поверки указана в паспорте устройства.

Соблюдать сроки поверки — обязанность владельца квартиры. Если этого не делать, расход электроэнергии посчитают по нормативу, то есть так, будто счетчика нет вообще.

Поверка стоит недешево: за однофазный однотарифный счетчик — от 2500 Р , за трехфазный однотарифный — от 3500 Р .

Если счетчик сломался, его сняли или закончился срок эксплуатации или поверки, это приравнивается к отсутствию счетчика. Для таких квартир устанавливают повышенные в полтора раза тарифы на электричество. Чтобы вновь платить по нормальным тарифам, жильцам нужно заменить счетчик или поверить его.

Счетчик меняют жильцы за свой счет. По закону собственник обязан сам содержать принадлежащее ему имущество. Счетчик тоже относится к этому имуществу, даже если установлен не в квартире, а на лестнице. Просто в этом случае проще обслуживать его и снимать показания.

Энергопоставщик может сам заменить счетчик, а потом потребовать от пользователя возместить понесенные расходы.

У моей мамы подходил срок поверки старого счетчика. Ей позвонили из УК и напомнили об этом. Время поверки поджимало, и мама занялась заменой самостоятельно.

Проще сразу поставить многотарифный счетчик

Если потребитель электроэнергии — обычный человек, который днем работает, а ночью спит, выгоды от многотарифного электросчетчика не будет. Многие стараются сэкономить за счет стирки белья или мойки посуды после 23:00 — по низкому тарифу. Но лично я против такого. Во-первых , шум от стиральных и посудомоечных машин может мешать и вам, и соседям. Во-вторых , если в это время вы уже спите, то полноценно контролировать процесс не можете. Если вдруг случится протечка воды и вы затопите соседей, придется делать ремонт не только у себя, но и у них. И экономия 20—40 Р в месяц на электроэнергии будет просто ничтожной на фоне предстоящих затрат.

Чтобы упростить себе задачу, можно поступить гораздо проще: сразу поставить многотарифный счетчик. Разница в ценах небольшая. Например, между однофазным однотарифным и многотарифным разница примерно 600—700 Р , между трехфазным однотарифным и многотарифным — 1000—1500 Р .

Как правило, многотарифные счетчики электроэнергии продают сразу настроенными под часовой пояс, в котором проживает потребитель. В противном случае уточняйте у продавца, какое сейчас время на счетчике. Если это не ваш часовой пояс — придется дополнительно доплачивать, чтобы настроить реальное время. Что касается установки и подключения счетчика к электрической сети, то разницы никакой нет. Тот, кто заявляет, что установить многотарифный электросчетчик дороже, банально хочет раскрутить заказчика на дополнительные деньги.

У потребителя с многотарифным счетчиком есть выбор, по какому тарифу оплачивать электроэнергию. То есть если вас не устраивает тариф, дифференцированный по времени суток, вы всегда можете перейти на обычный тариф без дифференциации. Необходимо лишь написать соответствующее заявление в свою УК — или гарантирующему поставщику, если у вас прямой договор. Со следующего месяца вы уже сможете платить по-другому . Также всегда можно и вернуться, ограничений нет.

27 декабря 2018 года приняты поправки в ФЗ «Об электроэнергетике», и с 1 июля 2020 года в новых домах или при замене счетчиков будут устанавливать только интеллектуальные счетчики электроэнергии, которые позволяют в том числе вести многотарифный учет. Затраты по установке таких счетчиков перенесут на энергосбытовые компании, которые включат их в тариф на электроэнергию, поэтому в конечном счете заплатят за это обычные потребители. Так что выбор между установкой однотарифного и многотарифного счетчика скоро отпадет сам собой. Но в любом случае потребитель сам выбирает, как оплачивать электроэнергию: по простому тарифу или дифференцированному по времени суток. Менять это вы вправе хоть несколько раз в год.

Сколько стоит поставить многотарифный счетчик

Многотарифный счетчик — это технически более сложный прибор, чем однотарифный. Мастера говорят, что подключать его сложнее и дольше, поэтому его установка дороже. Счетчик оплачивается отдельно. Его стоимость в установку не входит.

Устанавливать счетчик самостоятельно нельзя. Это имеет право делать только человек с соответствующими допусками к работе с электроприборами. Если заказать установку частной фирме, потом все равно придется вызывать специалиста из энергоснабжающей организации, чтобы он его опломбировал. Услуга опломбировки счетчика бесплатна. Но надо понимать, что специалист не придет к вам на следующий день после заявки, в среднем ждать приходится 3—4 дня .

Мама не стала поверять старый счетчик, а купила новый. Оказалось, что так мы сэкономили деньги, поскольку старый счетчик занижал показания. Выяснилось это опытным путем: после замены счетчика показания выросли. Если бы мы стали поверять старый счетчик и вскрылось, что он занижал показания, его пришлось бы ремонтировать или заменять.

Чтобы установить счетчик, мама позвонила в Мосэнергосбыт. Ей предложили оставить заявку на замену счетчика в личном кабинете потребителя на сайте Мосэнергосбыта. Ей хотелось сделать все за один раз, поэтому она не стала обращаться в частную компанию, хотя это было бы дешевле.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Анализ электропотребления по трем абонентам

Меня смущало, что многотарифный счетчик в Мосэнергосбыте намного дороже однотарифного. И установка тоже дороже. Зная, что мама платит за электричество не так уж много, я решила проанализировать данные потребления нескольких человек и рассчитать, сколько экономит многотарифный счетчик по сравнению с обычным и как быстро это окупится.

Для этого я взяла данные по расходам электроэнергии трех абонентов, у которых установлены многотарифные счетчики. Так получилось, что у этих людей оказался разный образ жизни и, как следствие, разное электропотребление. Я все это свела в таблицу и рассчитала, сколько бы они заплатили, если бы у них был однотарифный счетчик. Чтобы ход моих мыслей был понятен, расскажу также об образе жизни каждого абонента из примера.

Р — это сумма, на которую многотарифный счетчик дороже однотарифного. Ее я разделила на ту экономию, что получилась от использования многотарифного счетчика» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Абонент № 1 — это я. Я живу с мужем и двумя детьми в трехкомнатной квартире. У меня постоянно кто-то бывает дома, каждую ночь я включаю посудомоечную машину, днем запускаю стиральную. Стиральную машину я бы тоже включала ночью, но она установлена рядом со спальней и мешает мне спать. В квартире нет газа, зато есть индукционная плита. Еще я постоянно кипячу чайник, поскольку люблю горячий чай. Телевизор мы не смотрим, но пару часов в день работаем за компьютером.

Я очень люблю, когда много света. В комнате, где я нахожусь, люстры включены почти весь день, поэтому мы много тратим на освещение. Лампочки у нас разные: есть энергосберегающие, а есть обычные. Я не меняю старые галогенные лампочки, пока они не перегорят.

У меня двухтарифный счетчик, поэтому я знаю, сколько и по какому тарифу расходую. Я решила посчитать, сколько бы я потратила денег, если бы счетчик был однотарифный. Для этого я просуммировала показания за 2019 год и умножила их на тариф по однотарифному счетчику.

Интеллектуальная система учета электрической энергии (ИСУЭЭ): как строить отношения с энергоснабжающей организацией после 1 июля 2020 года

С 1 июля 2020 года кардинальным образом изменилась система учета электрической энергии: отныне обязанность по эксплуатации средств измерений, используемых при коммерческом учете электроэнергии, относится на энергоснабжающие организации. Причем новшества касаются как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета по электричеству с реальными штрафными санкциями для ресурсника за отказ от модернизации и замены системы учета электроэнергии.

Порядок обслуживания приборов учета электроэнергии до 1 июля 2020 года

Учет электрической энергии осуществляется через общедомовые и индивидуальные приборы учета. Данные понятия раскрываются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354):
— «индивидуальный прибор учета» (далее – ИПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
— «коллективный (общедомовый) прибор учета» (далее – ОДПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Иными словами, ИПУ измеряет потребление коммунальных услуг потребителя, а ОДПУ – потребление коммунальных ресурсов (электрической энергии или мощности) многоквартирного дома.

До 1 июля 2020 года обязанность несения расходов по содержанию ИПУ и ОДПУ возлагалась на собственника данного имущества: ИПУ – на потребителей, а ОДПУ – на исполнителя (управляющую многоквартирным домом организацию). Кроме того, ранее в п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) ОДПУ электрической энергии включались в состав внутридомовой системы энергоснабжения.

Начиная с 1 июля 2020 года в п. 7 Правил № 491 включено условие о том, что ИСУЭЭ, в том числе ОДПУ (обеспечивающие возможность их присоединения к ИСУЭЭ) – не входят в состав общего имущества. При этом обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУЭЭ), включая ОДПУ, возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии и включена в их тариф.

ИСУЭЭ: цели, задачи, структура

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» введено понятие ИСУЭЭ, под которой понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Если упростить данное определение, то ИСУЭЭ:
— включает одновременно и ИПУ, и ОДПУ (а также радиомодули и программное обеспечение для передачи данных);
— позволяет дистанционно снимать показания ИПУ и ОДПУ;
— позволяет ограничивать подачу коммунального ресурса в многоквартирный дом (отметим, что частично эти возможности уже реализованы на базе автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), которая установлена, например, во многих домах Москвы и Московской области);
— хранит архив данных, срабатывает при нарушении целостности пломб и клейм.

Полный перечень всех возможностей ИСУЭЭ приведен разделе II «Перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним» Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 890.

Как установить ИСУЭЭ в многоквартирном доме и перестать обслуживать ИПУ и ОДПУ

С 1 января 2022 г. эксплуатации подлежат ИПУ и ОДПУ, которые будут соответствовать требованиям к ИСУЭЭ. Таким образом, до этого времени создается некий временной лаг – на переходный период: чтобы энергоснабжающие организации смогли подготовиться, закупить данное оборудование и составили план его сплошной установки в многоквартирных домах.

Прямая обязанность осуществить замену в многоквартирном доме не только ОДПУ, но и ИПУ (которые традиционно относятся на собственника) установлена в п. 80.1 Правил № 354.

Под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В ситуации, если у ИПУ истек межповерочный интервал, а установка ИСУЭЭ (то есть, и ИПУ и ОДПУ) в многоквартирном доме откладывается, необходимо продолжать использовать данные ИПУ. Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, которые предъявляются к ИСУЭЭ, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

Эту позицию также подтверждает п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым до 1 января 2021 года приостановлена обязанность по поверке и замене ИПУ на период эпидемии коронавируса.

Замена ОДПУ и ИПУ на ИСУЭЭ после 1 июля 2020 года за счет энергоснабжающей организации

При любом способе управления многоквартирным домом для управляющей организации имеется обязанность обеспечить допуск гарантирующего поставщика к местам установки ОДПУ, а для собственника – к местам установки ИПУ. Причем обязанность разместить информацию о замене ИПУ в течение 10 дней со дня получения запроса закон относит на управляющую домом организацию (п. 81.1 Правил № 354).

Собственник ИПУ и ОДПУ:
— обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля;
— обязан обеспечить сохранность и целостность иного оборудования, входящего в состав ИСУЭЭ;
— обязан нести ответственность перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Одновременно собственник не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).

Установка ИСУЭЭ (включая ИПУ и ОДПУ) должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
— с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета
— с даты получения обращения потребителя или исполнителя (а указанная дата совпала с датой истечения интервала между поверками)
— с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки (п. 80.2 Правил № 354).

Штрафные санкции для гарантирующего поставщика в случае отказа от установки ИСУЭЭ

На первоначальном этапе реализации процедуры установки ИСУЭЭ, скорее всего, мы как управляющие организации столкнемся с саботажем установки ИСУЭЭ ресурсниками, прежде всего, в части индивидуальных приборов учета (поскольку это дополнительные существенные траты, которые на 2021 года не были изначально заложены в тарифе на киловатт, а на 2022 год нужно эти затраты еще качественно обосновать перед тарифным органом).

В такой ситуации законом для гарантирующего поставщика предусмотрены штрафные санкции:
— стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20% стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя;
— начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40% стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

Таким образом, если у управляющей организации в январе 2022 года истек межповерочный интервал ОДПУ, она должна направить претензию ресурснику на установку ИСУЭЭ в многоквартирном доме. Если ресурсник игнорирует претензию, то через месяц оплата электрической энергии уменьшается на 20%, а еще через 4 месяца – на 40%, при этом показания должны приниматься даже по факту истечения межповерочного интервала.
При этом снижение стоимости коммунальных услуг не применяется и не учитывается, если ресурсник не был допущен в установленном порядке до мест установки ИСУЭЭ в доме.

В целом идея с ИСУЭЭ видится правильной: она отражает общую концепцию «Умного дома», выводя коммерческий учет коммунальных ресурсов и услуг на дистанционный и бесконтактный с потребителем уровень. Однако можно прогнозировать, что сроки установки ИСУЭЭ будут «пробуксовывать», а законодатель будет максимально идти на поводу запросов и устремлений ресурсников с перекладыванием ответственности за любые неудачи с установкой ИСУЭЭ (особенно в части недоступа для установки ИПУ) – на управляющие организации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector