Как работает звукосниматель на электрогитаре

Как работает звукосниматель на электрогитаре

Как работает звукосниматель на электрогитаре

Звукосниматели для гитары

Звукосниматель — это устройство, которое преобразовывает механические колебания струны, в электрический ток. Выходной сигнал от него подается на усилитель, а от него уже в динамики. Звукосниматели широко применяются в струнных щипковых инструментах таких как электрогитары, басы и даже электроскрипки.

Процесс преобразования колебаний струны в сигнал, происходит следующим образом: струна колеблется в поле, которое создает постоянный магнит (магниты) датчика. При этих колебаниях струны, в датчике начинает появляться электрический ток соответственной частоты (закон Фарадея), который потом подается на усилитель.

Датчики могут существенно влиять на окраску звука. У разных типов и моделей свои частотные характеристики (АЧХ), сопротивление, уровень сигнала и т.п. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что заменив датчики можно изменить и само звучание инструмента.

По типу преобразовываемой энергии звукосниматели делятся на пьезоэлектрические и электромагнитные. Пьезо более распространены среди акустических гитар, а звукосниматели для электрогитары, как правило электромагнитные. Поговорим об этих типах более подробно.

Пьезоэлектрические звукосниматели

Пьезоэлектрические звукосниматели при более сложной физике преобразования механической энергии в электрическую, являются довольно простыми устройствами. Пьезозвукосниматель представляет собой пьезокристал с обкладками из проводника, поэтому его свойства заранее определены физическими свойствами этого кристалла. Пьезодатчик это, в 90% случаев, звукосниматель для акустической гитары. Также в силу своего принципа работы, пьезодатчики работают со струнами абсолютно любого типа. Даже с нейлоном.

Пьезозвукосниматели бывают в основном двух типов:

  • Стержень, который кладется под порожек и снимает колебания струн;
  • Кружочки разного размера (площади), которые прикрепляются к корпусу гитары и снимают колебания деки.

Электромагнитные звукосниматели

Электромагнитный звукосниматель представляет собой магнит с катушкой индуктивности. Катушка — это сердечники с намотанной на них медной проволокой. Устройство звукоснимателя показано на рисунке ниже.

При колебании струн в постоянном магнитном поле, в катушке индуктивности возникает электродвижущая сила (ЭДС). Это явление открыл физик Фарадей и называется оно электромагнитной индукцией. Именно так в звукоснимателе возникает электрический сигнал, который потом, проходя цепь примочек и усилитель, попадает нам в уши и слышится, как звук гитары.

Если вы захотите поменять звукосниматель для гитары, то первое на что следует обратить внимание это тип магнита. Звукосниматели большим рядом параметров, влияющим на звук, но вот тип магнита – это первое с чего нужно начинать поиск звука. Магниты, которые используются в звукоснимателях, делятся на 3 типа: Alnico 2 , Alnico V и металокерамические (Ceramic). Алнико это сплав алюминия, никеля и кобальта. Рассмотрим магниты подробнее.

  • Alnico-2 – самый слабый магнит. Благодаря слабому магнитному полю, струна колеблется наиболее естественно. Звук получается теплым и округлым с преобладающим спектром низких и средних частот. Алнико 2 имеет небольшую мощность и сустейн. На перегрузе характер звучания такой же как и на чистом. То есть мягкая атака и округлый теплый звук. Датчики с Alnico-2используют в легких стилях типа джаз, блюз, поп рок и т.п.
  • Alnico-5 – уже более мощный магнит по сравнению с Алнико-2. Характеризуется в меру округлым, в меру верхастым и в меру теплым звучанием, как с перегрузом, так и на чистом звуке. Сустейна у Alnico-5 тоже побольше, чем у второго. Звукосниматели с магнитами Alnico-5 сегодня наиболее популярны и поэтому их ассортимент довольно велик. Используются звучки с Алнико-5 почти повсюду, от блюза до экстремальных поджанров метала.
  • Ceramic – это самый сильный магнит и соответственно он очень сильно влияет на колебания струны. Из-за большой мощности такой звукосниматель дает хороший сустейн. В частотном спектре больше преобладают средние и верхние частоты, в результате чего перегруженный звук получается очень жирным и мясистым. Используются металлокерамика в активных звучках EMG 81. Звукосниматели с такими магнитами в основном используют в тяжелых стилях музыки, таких как thrash, death-metal и др.

Конструкция электромагнитных звукоснимателей

Итак, по конструкции, звучки делятся на 2 типа: сингл звукосниматели (Single Coil) и хамбакеры (Humbucker). На вид сингл как бы одинарный, а хамбакер двойной.

СинглХамбакер

Синглы (Single Coil)

Синглы – это звукосниматели с одной катушкой. Синглы выдают чистый и стеклянный звук с мягким оттенком. В конструкцию этих датчиков входит от 4-х до шести постоянных магнитов с количеством витков около 10 тысяч.

У синглов есть один неприятный недостаток: они довольно сильно фонят. Это особенность конструкции. Также на датчик могут воздействовать различные паразитные поля, что также добавляет море фона к полезному сигналу. Особенно это заметно на перегрузе.

Чаще всего синглы используют в легкой музыке, например в блюзе, где необходим кристально чистый и мягкий звук электрогитары.

Хамбакеры (Humbuckers)

Так как синглы довольно сильно фонят, инженерами был разработан другой тип звукоснимателя — с двумя катушками вместо одной. Они расположены рядом друг с другом, а катушки у них намотаны в противоположные стороны. Благодаря такой намотке существенно снижается фон, потому что паразитные наводки складываются в противофазе и взаимоуничтожаются.

Звучание хамбакеров отличается от звучания синглов. Хамбакеры дают более громкий звук, без фона. Они хорошо справляются на перегрузе. Звук получается более мощный и агрессивный. Чистый же звук хамбакера менее стеклянный и соответственно менее «верхастый». Причина эта в том, что катушки, разнесенные в пространстве дают два совершенно разных сигнала, которые в итоге при сложении в один, теряют некоторые высокочастотные составляющие.

Как было сказано выше, звукосниматели хамбакеры хорошо подходят для дисторшена и овердрайва. Поэтому их повсеместно используют в тяжелой музыке и ее поджанрах.

О том как распаять звучки на гитаре, читайте здесь: Распайка звукоснимателей (H+S+S).

Пассивные и активные звукосниматели

По наличию усиления в датчике, звукосниматели подразделяются на пассивные и активные .

Пассивные звукосниматели

Принцип работы звукоснимателя, как мы уже знаем, состоит в том, что механические колебания струны под действием магнитного поля, преобразуются в колебания электрического тока. Далее этот сигнал поступает на вход усилителя. Пассивные датчики посылают сырой сигнал, без различных преобразований, а регулировки громкости и тона могут только ослаблять уровень громкости высоких частот. В их схеме кроме магнитов и катушек больше ничего нет.

Сигнал с пассивного, да и любого другого датчика будет тем громче, чем большее количество витков намотано на его катушках. А большое количество витков – это высокая индуктивность и большое сопротивление. Это приводит к ослаблению сигнала по верхним и нижним частотам. Получается будто в звуке с пассивных звукоснимателей больше выражены средние частоты. Поэтому одна из причин, почему пассивы могут звучать мощно и сильно — наше ухо более восприимчиво именно к средним частотам, в то время как высокие и низкие ослаблены.

Большое количество витков на катушках и сильные магниты в пассивных звукоснимателях, могут привести к тому, что магнитное поле датчика будет влиять на колебание струн. Проявляются это как их более быстрое затухание колебания струн, а так же всякие волчки и т.п.

Все эти и другие факторы придают пассивным звукоснимателям свое уникальное звучание.

Активные звукосниматели

Самые популярные среди активных датчиков это звукосниматели EMG. Также в линейке Seymour Duncan есть активные модели датчиков — это Blackouts.

В отличие от пассивного датчика, активные имеют на борту катушки с очень малым количеством витков. Сопротивление такого датчика будет ниже, а также и меньше ослабление низких и высоких частот. Звук с активов получается более широкодиапазонным, более полным. Но сырой сигнал с этих датчиков будет очень слабым, чтобы раскачать усилитель. Поэтому в их конструкции был предусмотрен миниатюрный усилитель звукоснимателя, который усиливает сигнал до нужных значений.

Активные звучки дают как правило более высокий уровень сигнала, чем пассивные (естественно после предусиления). Поэтому вам не нужно будет сильно выкручивать гейн на усилителе, который может добавить фона.

Конструктивно звукосниматель помещен в пластиковый корпус, залитый компаундом, что обеспечивает ему хорошую защиту от окисления. Недостаток активных звучков это то, что для их питания необходимо наличие батарейки, расположенной в корпусе электрогитары. Хотя конечно она прослужит вам довольно долго, например, если играть часов по 5-6 в день, то на год ее вполне хватит. Но сядет она в самый неподходящий момент, это точно. =)

В плане разницы звука у пассивов и активов, обычно говорят, что активные датчики менее «живые», звук у них более стерильный по сравнению с пассивными датчиками.Ну а вообще конечно я рекомендую никого не слушать, а прежде послушать самому и сделать собственные выводы. Большое количество известных гитаристов мира используют активы и довольны ими. Может и вам стоит попробовать?

Как выбрать звукосниматель для электрогитары?

Что такое звукосниматель

Звукосниматель представляет собой электрическое устройство, которое предназначено для преобразования звуковых волн, которые исходят от струны гитары в сигналы электрического типа. Такое оборудование разделяется на два типа, а именно на пьезоэлектрические и электромагнитные звукосниматели. Рассмотрим все возможные виды и определимся как выбрать звукосниматель.

Устройство электромагнитного звукоснимателя

В момент воздействия на струну, она начинает свое колебание в пределах электромагнитного поля, создаваемого магнитным датчиком. В это время внутри катушки (в ее проволоке намотанной вокруг электромагнитов) появляется ток. Далее ток передаётся в гитарный усилитель с помощью кабеля или радиосистемы.

Важно понимать, что датчики имеют непосредственное влияние на звуковой окрас, поскольку они обладают различными степенями компрессии, уровнями сигналов и амплитудно-частотными характеристиками. И поэтому можно сделать вывод, что замена звукоснимателя способно изменить характер звучания музыкального инструмента радикально. Сегодня популярными считаются магнитные, поэтому о них следует рассказать более подробно.

Типы звукоснимателей

В настоящее время существуют такие типы звукоснимателей как активные и пассивные. Разберем особенности каждого из них в отдельности.

Пассивные звукосниматели

Как вы уже поняли, звукосниматели преобразуют механические колебания струны в электрические. После этого полученный сигнал передается через шнур в усилитель. Звукосниматели, в которых стоят датчики пассивного типа, подают в усилительное оборудование сырой сигнал без каких-либо преобразований. Следует также знать, что регулировки звука и его тональности ухудшают уровень высоких частот, если использовать пассивный звукосниматель. Происходит это потому, что он состоит только из катушек и магнитов и имеют самую простую схему подключения.

Громкость сигнала в пассивном звукоснимателе напрямую зависит от числа витков на его катушке.

В свою очередь, если на ней намотано большое их число, это приводит к большому сопротивлению звукоснимателя для гитары и высокой индуктивности. За счет этого сигналы в верхних и нижних частотах ослабевают и поэтому в таких моделях так ярко выражены именно колебания средней частоты. И именно поэтому слушателям и кажется, что такие устройства звучат громче, поскольку наше ухо лучше всего улавливает именно средние частоты. В случае, если в пассивных звукоснимателях стоят сильные магниты и намотано большое количество витков катушки, то он может влиять на колебание струны. К примеру, она может быстро затухать, могут образовываться волчки и т.д.

Как выбрать активные звукосниматели

В первую очередь следует знать, что в активных звукоснимателях для гитар стоят катушки с небольшим количеством витков. За счет этого, сопротивление будет гораздо слабее, что приведет к меньшему ослабеванию частот низкого и среднего типа. И поэтому звук получается не полным и широкодиапазонным. К сожалению, активные модели передают очень слабый сырой сигнал, который должен передаваться на усилитель. Для того, чтобы его усилить, его оснащают встроенным миниатюрным усилителем звука, который находится непосредственно в самом «звучке». За счет того, что активные выдают более широкий диапазон и имеют предусилитель, отпадает необходимость выкручивания гейна на комбике.

Существуют также активные пъезозвукосниматели.

Виды звукоснимателей

Поскольку стилей музыки существует большое количество, то для определенных из них предусмотрены свои виды звукоснимателей для гитар. Рассмотрим их в отдельности.

Хамбакер

Хамбакер представляет собой два сингл с двумя катушками, которые подключены к противофазе. За счет этого сигнал струнного колебания остается неизменным, а шумы от разных катушек гасятся друг об друга. Уровень гашения помех напрямую зависит от качества самих обмоток. Отличительной особенностью данного вида – это плотный звук, однако он является более тусклым, чем в других аналогах за счет того что в исходящих сигналах существует небольшая разница, начинает гаситься и теряться небольшая их часть. Небольшой размер хамбакера позволяет его установить в любую акустическую гитару.

Рельсовый хамбакер

Рельсовый хамбакер является одним из самых популярных разновидностей вышеупомянутого вида звукоснимателей. Вместо 12ти сердечников в него встроены 2 пластины, которые могут напоминать рельсы. Выполнен такой хамбакер в характерном корпусе сингла. Его отличительной особенностью является то, что данное оборудование для гитары распределяет звук чище, равномернее, и улавливает с его меньшими потерями.

Сингл

Сингловые звукосниматели появились самыми первыми, однако не теряют свою популярность и по сегодняшний день. Отличительной их особенностью является передача яркого и чистого звука. В своем строении они имеют несколько магнитов (от 4х до 6 шт.) и одной катушки с витками из меди.

Сингл или хамбакер? Сингловые звучки имеют один и весьма существенный недостаток – это довольно длинный проводник металлического типа. Кроме этого, из-за того, что он находится под постоянным воздействием сильного электрического магнитного поля, он превращается в самую настоящую антенну. Поэтому он начинает улавливать даже низкие радиочастоты и поэтому могут появляться дополнительные шумы. Следует также отметить, что в настоящее время на рынке существуют переключатели звукоснимателей. Они позволяют «повесить» на гитару несколько их типов и переключатся между ними в необходимый момент игры.

Типы магнитов для звукоснимателя

В настоящее время производители звучков используют в своих устройствах разные типы магнитов. Самыми известными считаются Alnico (алюминиевый, кобальтовый и никелевый сплав) и Ceramic (магниты из керамических смесей и оксидов железа). Разберем их подробнее:

  • Ceramic. Сегодня считается самым сильным типом магнита для «звучков». Исходя из этого, окончательный звук от струны инструмента получается длинным и громким, выражен характерный электрический фон (преобладают верхние и средние частоты, нижние практически нельзя уловить). В большинстве случаев такие магниты используются при игре тяжелой рок музыки на лучших гитарах для металла.
  • Alnico 8 – самый сильный магнит из представителей своего типа. Он довольно сильно притягивает сруну, что позволяет на выходе получать громкое звучание. В основном преобладают высокие частоты, на фоне – средние. Такие магниты используют для игры тяжелой музыки. Эти звукосниматели подойдут для бас гитары.
  • Alnico 5 является стандартом качества разновидностей звукоснимателей этого типа магнитов. Звук на выходе получается как в меру четким, так и в мер визгливым. Это же касается и перегруза. Если сравнивать его с Ceramic, то он практически ничем не уступает ему по качеству звука. Такие магниты могут применяться как для спокойной блюзовой музыки, так и для тяжелого металла. Отличный вариант для акустической гитары со звукоснимателем.
  • Alnico 2. Этот магнит является самым слабым и представителей своего типа. Он само меньше воздействует на струну, поэтому ее колебания практически естественны. Поэтому звук на выходе появляется мягким, плавным и не визгливым, преобладают средние и низкие частоты. Для этого магнита характерны такие типы музыки как кантри, джаз, блюз и т.п.

Сплавы, используемые в конструкции электрогитарных звукоснимателей

Нэковый и бриджевый звукосниматели для электрогитары

Начинающие гитаристы задаются вопросоми – в чем различие между бриджевым и нэковым звукоснимателем? Как выбрать звукосниматель? Ответ очевиден – расположение первого звукоснимателя вблизи бриджа, второй находится как можно дальше от него. В результате бриджевый датчик улавливает значительно меньшую амплитуду колебания струны гитары.

Можно сделать довольно простой вывод – звук струны, который издается вблизи бриджа более насыщенный обертонами, пьезовый датчик улавливает шире и громче.

Преобладают средние и низкие частоты. Касательно нэкового звукоснимателя, то звук от него исходит более чистый, стерильный и конкретный, но значительно тише. Поэтому каждый из этих звукоснимателей подходит для определенных видов музыки и стилей игры на гитаре. Нэковый отлично подходит для сольных партий и риффов, а бриджевый для рока. И тот и тот тип может играть на перегруженном звуке, однако они будут иметь свои специфики, поэтому исходя из этого, следует сделать вывод – выбор определенного из них, это дело вкуса.

Настройка звукоснимателей

Каждому человеку имеющего у себя в наличии звукосниматель, рано или поздно придется проводить его регулировку. Представим вашему вниманию как ее провести.

Регулировка высоты звукоснимателя

Регулировка высоты звукоснимателя представляет собой процесс затягивания или отпускания его винтов, которые располагаются по краям его корпуса. Они предназначены не только для того, чтобы закрепит устройство на корпусе гитары, но еще и для того, чтобы отрегулировать его высоту касательно струн музыкального инструмента.

На сегодняшнем рынке существует огромное количество фирм-производителей данного музыкального оборудования. Поэтому довольно часто можно встретить, что винты для регулировки высоты звукоснимателя могут находиться под его крышкой. Для того чтобы поднять высоту устройства нужно закручивать винты (крутить по часовой стрелке), а для того чтобы опустить – соответственно влево (против часовой стрелки).

Для того, чтобы добиться сильного и плотного звучания звука нужно как можно выше подтянуть звукосниматель к струнам инструмента, однако следите за тем, чтобы при игре они не прикасались к самому звукоснимателю. Впоследствии это крайне негативно может отобразиться на звучании. Для того, чтобы получить звук менее агрессивного типа, необходимо отрегулировать положение высоты звукоснимателя как можно ниже в отношении к струнам гитары.

Получить идеальное звучание можно лишь исследовательским методом путем проб и ошибок, подобрав для себя оптимальную высоту. Профессионалы советуют проводить регулировку высоты звукоснимателя постепенно, после каждый настройки подключать его к усилителю и проверять качество звука. К тому же, уделите внимание также и вращению винтов, они должны вращаться равномерно.

Настройка сердечника

После того как вы отрегулировали высоту звукоснимателя относительно струн гитары, следует также провести заняться и регулировкой самих его сердечников.

Магнитные сердечники представляют собой шесть магнитных стержней металлического типа (для сингла) или двенадцать для хамбекера. В первую очередь следует отметить, что регулировать сердечники можно не на всех звукоснимателях. Проверить это довольно просто: посмотрите на них, если вы увидите небольшие винтики для отвертки или отверстия для шестигранного ключа, тогда вы сможете их отрегулировать. Если их не обнаружили, значит, возможность их регулировки на вашем звукоснимателе недоступна.

Если вы хотите его поднять, то нужно всего лишь ослабить винтовые крепления до того, пока не получите необходимую высоту. Однако следует знать, что на некоторых звукоснимателях нельзя ее менять, это часто указывается в инструкции (техническом паспорте) купленного звукоснимателя. Настройка высоты сердечников доступна на большинстве хамбекеров, значительно реже встречается у синглов.

Следует знать, что настройка сердечников – это очень кропотливый и ювелирный процесс. Не поднимайте их слишком близко к струнам, вы сможете сильно ухудшить качество выходящего в усилитель звучания.

Заключение

В заключении стоит отметить, что звукосниматель можно ассоциировать с интимной вещью для каждого музыканта. Потому что их видов, типов оборудования, магнитов и т.п. сейчас существует достаточно для того чтобы удовлетворить требования даже самого привередливого музыканта.

Мы надеемся, что информация в данной статье была интересна и полезна для вас. Ответ на вопрос как выбрать звукосниматель теперь стал более очевиден. Успехов вам в выборе музыкального оборудования. Желаем удачи!

Звукосниматель для электрогитары

Создано 02.11.2012 10:24

В этой статье речь пойдет о такой немаловажной части электрогитары, как звукосниматель. Звукосниматель или датчик, играет одну из самых основных ролей в звукообразовании. На какие только ухищрения не идут музыканты пытаясь найти собственное, неповторимое звучание своей электрогитары. И модернизация датчиков входящих в устройство электрогитары, занимает не последнее место. Так что же такое звукосниматель для электрогитары, и с чем его едят? Попробуем разобраться.

Виды звукоснимателей для электрогитары

Вообще существует несколько видов звукоснимателей, но распространение получили только два:

Магнитные – это когда звук снимается из-за изменения магнитного поля колеблющейся струной.
Пьезоэлектрические — здесь основную роль играет пьезокристал и его свойства.

Для начала предлагаю немного задержатся на втором виде.

Пьезоэлектрические звукосниматели

Датчики такого типа в основном используют на акустических гитарах. Как было сказано выше, в таком звукоснимателе ключевую роль играет кристалл обладающий пьезоэффектом. Т.е. электрический ток появляется за счет внешних механических сил приложенных к этому кристаллу. В нашем случае внешней силой является колебание струны, передаваемое стенками деки. Пьезоэлектрические звукосниматели бывают двух исполнений: виде брусочка, который крепится под нижним порожком и виде таблетки, а здесь большую роль играет место крепления датчика, и определяется оно, чаще всего, на слух. Главным плюсом таких звукоснимателей является то, что они не подвержены посторонним шумам и наводкам. К минусам же относят звучание, которое якобы имеет ненатуральный окрас. Хотя я считаю, что это дело вкуса. Еще одним минусом является то, что любое постороннее воздействие на деку (например, случайный удар при игре) немедленно отразится на звуке.

Читайте также  Как перемотать асинхронный электродвигатель своими руками

Магнитные звукосниматели

Магнитные звукосниматели являются самыми распространенными и устанавливаются на все без исключения электрогитары. В двух словах магнитный звукосниматель можно описать так: устройство, которое преобразовывает вибрацию гитарной струны в электрический ток. Далее этот ток усиливается, обрабатывается и выходит из динамика в виде звука. Ниже приведена схема принципа работы звукоснимателя.

Устройство звукоснимателя электрогитары

Из схемы устройства звукоснимателя видно, что колебания струны в магнитном поле создаваемым постоянным магнитом, вызывают изменения этого самого поля. Что в свою очередь является причиной появления напряжения на выводах обмотки катушки. В комбоусилителе этот электрический сигнал преобразуется в звуковые волны.

Все магнитные звукосниматели для электрогитары можно разделить на два вида: синглы и хамбакеры.

Сингл

Представляет из себя звукосниматель с одной катушкой. Звучание сингла четкое и разборчивое. Характерное для блюза или джаза. Существенным недостатком сингла является то, что он в силу своей конструкции, является еще и превосходной «антенной» для посторонних шумов и наводок. Конечно, современные производители, пытаясь снизить чувствительность синглов к посторонним помехам, изобретают все новые конструктивные решения. Например ставят два магнита разной полярности и две обмотки, которые окружают собственную часть этих магнитов. Сами же обмотки подключены в противофазе. Тем самым снижается чувствительность к помехам.

Хамбакер

Представляет собой ничто иное, как два сингла соединенных в противофазе и заключенных в одном корпусе. Катушки могут располагаться, как рядом, так и одна над другой. Звучание хамбакера на чистом звуке более мягкое и «округлое», а с overdrive мощное, низкое, агрессивное. Характерной чертой хамбакеров является невосприимчивость к шумам, создаваемым электрическим фоном. За счет того, что сигнал исходящий от двух катушек складывается, помехи нейтрализуются. Хамбакеры пользуются большой популярностью среди рок-гитаристов, т.к. основной сферой использования хамбакеров является рок, метал и прочая тяжелая музыка.

Для того чтобы снизить сопротивление и индуктивность катушки, а соответственно увеличить низкие и высокие частоты сигнала. Решили уменьшить количество витков обмотки катушки звукоснимателя, но в таком случае сигнал оказывается слишком слабым. Чтобы сигнал с катушки стал полноценным, в схему звукоснимателя был добавлен предусилитель, после которого получается мощный сигнал с минимумом наводок. Для питания предусилителя приспособлена девятивольтовая батарейка. Такие звукосниматели для электрогитары называются активными. А обычной конструкции (без предусиления) – пассивными.
Как активные датчики, так и пассивные имеют свои плюсы и минусы.

Активные звукосниматели

Плюсы: Звучание не лишено верхов, прозрачнее и четче на слух. Если гитара сделана из качественной древесины, то все полезные обертона будут прекрасно слышны. Благодаря встроенной электроники у активных датчиков есть дополнительная компрессия.
Минусы: Необходимо присутствие в системе батарейки, вместе с полезными обертонами так же будут отчетливо слышны ваши дефекты в игре, неестественность звучания.

Пассивные звукосниматели

Плюсы: Большая мощность на выходе, лучшая атака, маскируют некачественную древесину гитары и всевозможные дефекты в игре. Имеет более плотное звучание.
Минусы: Большое сопротивление, звучание не имеет верхов и низов. Необходим качественный гитарный кабель.

Все минусы и плюсы весьма условны, т.к. для кого то минус это плюс и каждый решает сам за себя, какие звукосниматели ставить на свой инструмент. Достигается это только опытным путем. Для того чтобы понять подходит ли тот или иной звукосниматель именно вам, необходимо устанавливать его именно на свою гитару. Только тогда вы поймете ваше это или необходимо бежать в магазин за другим датчиком.

Апгрейд гитары: все о звукоснимателях, часть 1

В наших прошлых статьях из цикла «Апгрейд гитары» мы уже рассказали про общие моменты усовершенствования инструмента, а также глубоко затронули тему замены потенциометров на гитаре . Настал черед поговорить и об одном из важнейших элементов в формировании звучания гитары – звукоснимателях или, как их еще называют, гитарных датчиках.

В данной части мы поговорим об общем устройстве датчиков и их основных типах.

Вторая часть статьи посвящена непосредственно тому, как улучшить звучание гитары с помощью регулировки и замены звукоснимателей.

Что такое звукосниматель?

В общем случае так называют устройство, которое преобразует энергию колебания струны в электрический сигнал. Существует два основных типа звукоснимателей: электромагнитные и пьезоэлектрические. Отличаются они видом преобразуемой энергии.

Основные типы звукоснимателей

Пьезоэлектрические устройства (либо кратко – пьезозвукосниматели) являются более простыми по своему строению датчиками, однако сущность преобразования колебаний в электрический сигнал у них сложнее.

Они состоят из пьезокристалла – сердца датчика, которое окружено проводниками. Используют такие звукосниматели чаще всего для подзвучки акустических и классических гитар – в данном случае они преобразуют в электросигнал не только колебания струн, но и резонирование корпуса инструмента.

Сегодня наиболее распространены два вида звукоснимателей для акустических гитар пьезоэлектрического типа:

  • В виде небольшой пластины, которую размещают под нижним порожком – она снимает по большей части именно колебания гитарных струн;
  • В виде датчиков, которые закрепляются на деке гитары (по виду похожи на датчики-присоски для снятия ЭКГ : ) и регистрируют по большей части вибрацию корпуса.

Стоит помнить о том, что качество снятия звука акустического инструмента (мы имеем в виду не только акустическую гитару, но и классические инструменты с нейлоновыми струнами, а также традиционные виды струнных: укулеле, банджо, мандолину и т.д.) зависит от качества самих пьезоэлементов в большинстве случаев лишь наполовину. Вторые 50% качественного звучания с минимумом шумов – это правильное расположение датчиков на деке гитары.

Электромагнитные звукосниматели для гитары – не что иное, как магнит с катушкой индуктивности.

При колебании струн в постоянном магнитном поле, наличие которого обуславливает магнит в звукоснимателе, возникает электродвижущая сила (ЭДС). Звукосниматель передает возникший электросигнал на выходное гнездо гитары – а далее сигнал проходит через тракт звукообработки и попадает в динамики гитарного кабинета или наушники.

ЭДС возникает из-за того, что гитарные струны изготавливают в подавляющем большинстве случаев из ферримагнитных материалов.

Звук гитарного датчика зависит в первую очередь от типа магнита и характера обмотки (толщины и типа проволоки). Чаще всего в характеристиках отдельной модели звукоснимателя вы не найдете указания типа проволоки – так производители сохраняют в тайне особенности технологического процесса. Однако с большой долей уверенности можно говорить о том, что большее количество витков проволоки в катушки даст вам более мощный тон с обилием низких частот.

Баланс между бриджевым и нековым звукоснимателем

Думаем, многие из вас замечали, что из-за разницы амплитуды колебаний струны звучание гитары при игре у бриджа всегда тише, чем при игре возле пятки грифа. Это заметно даже на неподключенной гитаре.

Первые электрогитары выпускались с одинаковыми датчиками в бридже и неке: однако это порождало дисбаланс при переключении, так как бриджевый звукосниматель выдавал достаточно тихий и средне-верховатый звук, а нековый – громкий и басовитый. С развитием технологий в музыкальной индустрии производители стали изготавливать гитарные датчики для разных позиций с использованием различных схем: так бриджевые датчики имеют чаще всего больше витков по сравнению с аналогичной моделью для нековой позиции.

Виды электромагнитных звукоснимателей

Электрогитарные датчики по своей конструкции делятся на два типа:

  • Синглы (Single Coil)
  • Хамбакеры (Humbucker)

Если говорить об их разнице кратко, то отличие состоит в количестве катушек – сингл имеет лишь одну катушку, хамбакер – две.

Ниже мы привели примеры внешнего вида звукоснимателей типа Single Coil и Humbucker.

Первые синглы были спроектированы более полувека назад – с тех пор технология их производства изменилась не очень сильно, но сильно поменялись комплектующие и материалы, используемые для их создания. Как первые прототипы, так и современные синглы (хоть и в значительно меньше степени) имеют серьезный недостаток – достаточно большой уровень постороннего фона и шумов. Для борьбы с наводками и постоянным гудением были разработаны хамбакеры.

Название звукоснимателей данного типа происходит от составного английского слова hum-bucker – фоноподавитель. В сущности, он представляет собой общий магнит в основании с двумя катушками индуктивности, которые намотаны в разные стороны. Именно благодаря такому строению хамбакера лишний шумы и наводки пропадают в противофазе.

Но хамбакеры вовсе не похожи по звучанию на сингл, «очищенный» от посторонних шумов и фона. На деле между ними имеется огромное количество различий, которые по-разному проявляются в звукоснимателях от разных брендов.

Традиционным считается, что синглы больше подходят для чистого либо слегка перегруженного звучания, а хамбакеры – выбор любителей насыщенного овердрайва и дисторшена. На деле же каждый музыкант сам для себя решает, насколько ему подходит звучание датчика. Напомним лишь, что очень многие гитаристы играют или играли с дисторшеном на синглах (например, группа Iron Maiden, Ritchie Blackmore, Jimi Hendrix и др.), а многие джазмены предпочитают играть клин-партии на хамбакерах, установленных на гитарах Gibson.

Попробуйте разные варианты исходя из своих вкусовых предпочтений – благо на сегодняшний день большинство производителей звукоснимателей выпускают звукосниматели такой конструкции, которые могут быть временно установлены на гитару без пайки – для теста звучания.

Пассивные и активные звукосниматели

Наверняка многие из вас слышали о пассивной и активной гитарной электронике. В чем же разница?

Пассивный звукосниматель регистрирует колебания струны и посылает на гитарных выход абсолютно чистый и сырой сигнал без какой либо дополнительной обработки – регулируют его только выставленные на гитаре настройки громкости и тона, которые помогут сделать сигнал менее интенсивным или слегка урезать высокие частоты.

В пассивных звукоснимателях используются в основном 3 типа магнитов: Alnico II, Alnico V либо Ceramic.

Alnico 2 обладает наиболее слабым «выхлопом», при этом с точки зрения тембрального окраса такой магнит обеспечивает наиболее мягкое, «бархатистое» звучание с выраженным низом.

Более сильный выход дает Alnico V – при этом в сигнале со звукоснимателя с таким магнитом будут преобладать средние частоты.

Керамика обеспечивает самый мощный «выхлоп», но при этом в звуке будут наиболее выражены высокие частоты.

Особенность пассивной электроники – необходимость наличия большого количества витков намотки, чтобы достаточно слабый сигнал с них мог нормально «прогреть» тракт звукообработки. Из-за этого возникает проблема частичного ослабления низкого и высокого частотного диапазона, которые могут усугубляться еще и потерями в сигнале из-за некачественных шнуров или наличия в цепи большого количества педалей эффектов.

Звучит не очень хорошо, не так ли? Однако эти потери не так значительны, как кажется и из-за них происходит небольшой парадокс: многие слушатели уверены, что пассивные датчики звучат намного более мощно. Происходит это из-за того, что человеческий слух наиболее полно воспринимает именно средний диапазон частот, который более выражен в пассивной электронике при небольших потерях в низком и высоком диапазоне.

Последняя особенность звучания пассивных звукоснимателей – это вероятность появления так называемых «артефактов». Основная их причина – именно наличие усиленного магнита в конструкции датчика, из-за которого может проявляться быстрое затухание вибрации струны, странный тембр звучания отдельных струн, а также «волчки», появление которых также может быть связано со спецификой установленной на гитаре электроники.

ЭТО ВАЖНО: если вы обладатель пассивных датчиков на инструменте, то вам нужно в большей степени позаботиться о качестве сигнала. В данном случае мы говорим о том, что следует более внимательно отнестись к выбору качественного гитарного шнура – данному аспекту мы посвятили полезную статью «Как выбрать гитарный кабель?» , в которой можно узнать об особенностях строения современных инструментальных шнуров и о том, какие из них лучше.

Активные звукосниматели имеют менее мощные магниты, а также меньшее количество витков – из-за этого сигнал с активной электроники более насыщен высокими и низкими частотами, он имеет более полный и монументальный характер. Проблемой такого строения является значительное ослабление сигнала, который не сможет «раскачать» усилитель или другое гитарное оборудование – особенно, если музыкант использует длинный кабель.

Для компенсации потери в мощности выхода на активную электронику устанавливаются минипредусилители. Чаще всего из-за этого они имеют более мощный выход по сравнению с пассивными датчиками, а музыканту не приходится сильно задирать гейн на процессоре или примочке при желании достигнуть мощного и плотного перегруза.

ЭТО ВАЖНО: потенциометры для активных звукоснимателей всегда имеют отличные характеристики от аналогичных моделей для пассивной электроники. Учитывайте это и подбирайте к звукоснимателям рекомендованные производителем типы электронных комплектующих .

В чем же разница звучания пассивной и активной электроники?

Как несложно догадаться, разница эта для каждого слушателя проявляется сугубо индивидуально. Однозначно сказать, что выход активной электроники мощнее нельзя (однако все же для большинства случаев такое утверждение будет справедливым), как нельзя и сказать, какие из датчиков звучат лучше. Единственное в чем сходятся многие слушатели – это в том, что активная электроника обеспечивает менее «живой» и динамичный звук, делая его более компрессированным и сглаженным. Но еще раз напомним: это не правило и не аксиома, а лишь констатация большинства мнений со стороны музыкантов.

Мы рекомендуем не бояться экспериментов и попробовать разные типы электроники, после чего сделать самостоятельные выводы. Но перед тем как начинать апгрейд электроники гитары мы рекомендуем задуматься о настройке звукоснимателей — об этом читайте во второй части нашей статьи.

Звукосниматели для гитары. FAQ#1. Что такое? Как работают?

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Всем привет! Сегодня начнем говорить о звукоснимателях. Поехали!

Для начала немного справочной информации:

01 Производители звукоснимателей

02 Производители звукоснимателей для акустических гитар
(пьезо-звукосниматели и т.п.)

03 Схемы распайки звукоснимателей

04 Общая информация и основы

Звукосниматель – это устройство преобразующее энергию колебания струн в электрический сигнал. По типу преобразовываемой энергии звукосниматели делятся на пьезоэлектрические и электромагнитные.

Пьезо-звукосниматели

Пьезоэлектрические звукосниматели при более сложной физике преобразования механической энергии непосредственно в электрическую, являетюся простыми и прогнозируемым устройствоми.
Пьезозвукосниматель — это пьезокристал с обкладками из проводника, поэтому его свойства полностью заранее определены физическими свойствами этого кристалла. Пьезодатчики используют для озвучивания акустических гитар, поскольку они, как и микрофон, преобразуют в той или иной степени в электрический сигнал все колебания системы «корпус-струны». Кроме того, пьезодатчики работают со струнами абсолютно любого типа.

Пьезозвукосниматели бывают в основном двух типов:

• в виде стержня, который кладется под порожек и снимает в первую очередь колебания струн;

• в виде кружочков разного размера (площади), которые прикрепляются к корпусу гитары и снимают в первую очередь колебания деки.

Разумное сочетание правильно установленных пьезодатчиков даст очень правдоподобный акустический звук с минимумом шумов.

Электромагнитные звукосниматели

Электромагнитный звукосниматель, по существу, представляет собой магнит с катушкой индуктивности.
Струны, обычно, изготавливают из ферримагнитных материалов, обычно из металлического сердечника со стальной или никелевой обмоткой.

Звукосниматель приобретает свои магнитные свойства благодаря магниту, закрепленному у основания датчика, либо благодаря нескольким магнитным сердечникам. Сердечники – это такие металлические цилиндры, которые выступают из звукоснимателя под каждой струной. Сердечники обмотаны проволокой (обычно медной). Такая конструкция представляет собой катушку индуктивности.
Такой набор из нескольких сердечников, обмотанных медной проволокой называют катушкой звукоснимателя.

При колебании струн в постоянном магнитном поле, в катушке индуктивности, как известно из школьного курса физики, возникает электродвижущая сила (ЭДС). Сие явления, если мне не изменяет память, открыл г-н Фарадей, а само явление стали называть электромагнитной индукцией.

В общем, именно так в звукоснимателе возникает электрический сигнал, который потом, проходя цепь примочек и усилитель, попадает нам в уши и слышится, как звук гитары.

Существует три основных типа магнитов, используемых для пассивных звукоснимателей: Алнико 2 (Alnico II), Алнико 5 (Alnico V) и Керамика (Ceramic).

Алнико 2 дает самый низких выход (т.е. самый слабый сигнал) и мягкое, теплое и более басовое звучание из всех 3 типов магнитов. Алнико 5 дает более высокий выход и более высоко и среднечастотное звучание по сравнению с Алнико 2. Керамика дает самый большой выход и самое высокочастотное звучание.
На самом деле, и Алнико 2 и Алнико 5 могут звучать хорошо, как на чистом звуке, так и с дисторшеном, в то время как, керамические звукосниматели, в основном, на чистом звуке звучат не очень хорошо, но отлично при сильном дисторшене.

В зависимости от типа проволоки, используемой для обмотки (ее толщины, такого как она была сделана и т.п), очень сильно может разниться звук датчика. Производители обычно не приводят информацию о том, какую проволоку они применяют в своих звукоснимателях, чтобы защитить свою формулу звука. Однако известно, что чем больше витков в катушке, тем выше выход и басистей тон.

Как вы могли заметить, если играть ближе к бриджу гитары (даже не подключенной), то звук будет тише и выше, нежели при игре около грифа. При изготовлении первых звукоснимателей этот факт не был учтен, и бриджевый датчик звучал высоко и тихо, а нековый звукосниматель – громко и басисто. Со временем, люди стали осознавать этот факт, что если добавить витков к бриждевому датчику, то он будет звучат более громко и басовито, и если сделать меньше витков у некового датчика, то он станет звучать тише и выше. Таким вот образом можно добиться отличного баланса между звукоснимателями.
Обычно бриджевый звукосниматель звучит более высоко, чем нековый, но не всегда.

С использованием материалов: ГП Wiki и ultimate-guitar.com

В следующий раз поговорим о синглах и хамбекерах, активных и пассивных датчиках, ну и, вообще, рассмотрим калссификацию звукоснимателей более подробно.

Дополнения, исправления, комментарии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector