Изготовление и роспись глиняных игрушек

Изготовление и роспись глиняных игрушек

Изготовление и роспись глиняных игрушек

Старинный промысел России — дымковская игрушка

Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к творческим людям и надо расширять кругозор.

В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон «Дымковская сказка» в доме союза художников России.

Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.

Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Люди добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и взрослым.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев, устюжанами.

Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки, свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.

В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.


В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.



Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

А в 2010 г . в городе около областного Театра кукол появилась скульптурная группа семьи в стиле дымковской игрушки, с которой можно сфотографироваться на память. И как написано рядом с ней:

…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.

Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!

Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по декоративно — прикладному искусству по теме «Лепка и роспись глиняной игрушки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РОСПИСЬ ТРАДИЦИОННОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ

Вид СРС: лепка народных глиняных игрушек и их роспись.

Цель: углубить и расширить теоретические знания, приобрести практические умения по теме: лепка и роспись глиняной игрушки, знакомство с символикой элементов и палитрой цветов.

Филимоновская игрушка. Основная масса изделий – свистульки. Особенности форм игрушек: конические, цилиндрические. Цветовая палитра: малиновый, зеленый, желтый, голубой. Роспись разноцветными полосками вдоль туловища; преобладает геометрический орнамент.

Каргопольская игрушка . Преобладает деревенская тематика. Не прорабатываются детально, геометрический орнамент сочетается с растительным.

Дымковская игрушка. Воплощение жизни в самых радостных красках. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк.

Методические рекомендации

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

орнамент росписи

основные цвета,
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

Одной из разновидностей керамических художественных изделий является дымковская (вятская) игрушка, зародившаяся в слободе Дымково близ города Кирова. Обобщенность силуэта, резкая подчеркнутость наиболее характерных деталей, яркая роспись блестящими красками по белому фону – все это делает дымковскую игрушку ценным художественным произведением. Игрушки лепятся руками из красной жирной глины, отверстия прокалывают палочками. Вылепленная игрушка просушивается на воздухе, потом обжигается в печах. Обожженные игрушки несколько раз покрывают смесью мела с молоком. По белому фону наносится яркая многоцветная роспись анилиновыми и темперными красками – геометрическими фигурами, яркими пятнами, кривыми пересекающимися полосами. Используют в декоре и сусальное золото. Дымковская игрушка нарядна и выразительна.

Вначале следует распределить по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняются после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Филимоновские фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины.

Филимоновские игрушки почти всегда со свистком. Высокие, стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка, собачку или курицу со свистком. Мужские фигуры под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными, как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени –растопырки, птицы- курицы, собаки, свиньи и диковинные существа.

У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь. Желтый, красный, зеленый- основные цвета, используемые в росписи игрушки. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» игрушки.

Этапы работы с глиной.

I этап. Изделие вылепливается и высушивается;

II этап. Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;

III этап. Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается.

Основные способы лепки.

1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.

2. Пластический способ – лепка из целого куска глины.

3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.

4 . Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т. д.).

5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.

6. Способ выбирания глины стекой.

При присоединении частей изделия используются приёмы : прижать, примазать, вдавить, загладить.

Последовательность лепки дымковского коня.

1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют ноги коню.

2. Налепляют на заготовку туловища голову и шею.

3. Делают конусообразные уши и крученым жгутом — гриву и хвост.

4. Конь готов. Можно посадить на коня всадника — и готова новая игрушка.

Последовательность лепки дымковской барышни.

1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

2. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.

3. На шее укрепляют шарик — голову.

4. К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки — колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.

Последовательность лепки дымковского индюка.

Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.

Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см.

Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.

Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).

Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Оформляем оборками крылья и хвост.

Расписать, учитывая элементы и цветовую гамму дымковской игрушки.

Последовательность лепки каргопольской игрушки.

1.Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее. Вылепить туловище коня.

2. Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.

Слепить туловище с головой (торс).

Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.

Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.

Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка — более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор — в тон кофты или юбки.

Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар и наденьте его на указательный палец. Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем. Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки-колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм. Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах. Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры. На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.

Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните ее вокруг указательного пальца. Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика проткните тонкой деревянной палочкой («пичужкой») так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину.

Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся. Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы.

После полного высыхания глиняных игрушек, их следует загрунтовать и при помощи акриловых или гуашевых красок сделать традиционную роспись.

Каргопольская роспись

Рекомендуемая литература

1. Бурдейный М. А. Искусство керамики. — М.: Профиздат, 2005.

2. Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусств: Учебное пособие для среднего профессионального образования. — М.: ФОРУМ, 2010.

Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками

Сувениры из слободы Дымково – знакомые многим с детства глиняные скульптуры с присущим им обеливанием и яркой росписью. Дымковская игрушка своими руками может быть сделана по нашей пошаговой инструкции, приведенной в этой статье, также о заготовке необходимого материала и выборе подходящего инструмента.

Когда-то красную глину крестьяне сами доставали с речного дня, рубили ее лопатой и даже месили ногами для большей мягкости. Сегодня же глину можно купить в магазине, равно как и кисти для росписи, и подходящие краски. А пошаговые мастер-классы помогут правильно изготовить старинную русскую игрушку.

Подготовка материала и инструмента для творчества

Процесс лепки – это всегда ручной труд, а слепить двух одинаковых петушков или барышень невозможно. Каждый раз получается действительно эксклюзивный сувенир. Но чтобы сделать его согласно дымковским традициям, нужно подготовить инструменты и, конечно, материал.

  • глина натуральная (продается в брикетах в магазинах товаров для творчества);
  • стеки;
  • удобный коврик для лепки;
  • доска для лепки;
  • баночка с водой;
  • кисть;
  • полиэтиленовый пакет;
  • влажное полотенце;
  • белила (можно взять обычную водостойкую краску без содержания лака);
  • краска для росписи (в идеале – темпера, но подойдет и акрил).

После печного обжига заготовка будет красно-коричневой. Раньше для побелки использовался мелово-молочный раствор: в него игрушку мастер окунал целиком. На поверхности молоко скисало, благодаря чему на сувенире образовывалась яркая пленка из козеинового клея.

Старинный способ росписи также несколько отличается от современного. Сухие краски умельцы растирали с яйцом, добавляя в состав уксус или перекисший квас. В 20-ом веке расписывали работы, в основном, гуашью, которую тоже разводили на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.

Дымковские игрушки из глины

Если вам интересен этот промысел с практической стороны, не бойтесь начинать творить, чтобы рука «осмелела», сделайте несколько несложных глиняных игрушек поэтапно. Дымковская игрушка своими руками из глины – это и приятный творческий опыт, и отличный презент и ребенку, и взрослому.

Петушок

Народный сувенир был примерно с ладошку величиной, на эти размеры можно ориентироваться и сегодня. Возьмите глину, прочтите в инструкции схему действий с ней. Разведите глину водой и разомните до комфортной мягкости.

Дымковский петушок пошагово:

  1. Глину поделите на 3 части, та, что побольше – для тела птицы, а две маленьких – для украшений и хвоста петуха. Туловище, шею и голову нужно лепить из цельного куска, это обязательное условие дымковской лепки. Не переживайте, если не все получается сразу: руки должны почувствовать глину, приноровиться к ней, если так можно сказать.

2. Из второго кусочка глины нужно слепить плоский кружок и придавить его с одной стороны. Это станет хвостом петушка.

3. Теперь к телу петушка нужно приделать ножки, и не забыть про подставочку, иначе фигурка не будет устойчивой.

4. Следует к туловищу прикрепить хвост. Все части, прикрепленные к тельцу, следует смочить водой. После этого нужно загладить стыки, иначе появятся трещины.

5. Из третьего кусочка глины нужно сделать два плоских круга, которые станут крыльями. Но всю глину не используйте – немного оставьте на украшения, бородушку и гребешок.

6. Крылья прилепите по бокам тельца, маленькими плоскими шаричками украсьте хвост птицы. Вылепите бородушку и гребень.

7. Многие мастера после лепки оставляют естественным образом изделие сушиться еще 3 дня. А на третий день они отправляют его на досушку в духовку. Сушиться петух там может 2 часа, с плавным доведением температуры до 250 градусов.

8. Абсолютно высушенную птицу можно расписывать. Но сначала ее придется побелить. Чем именно – выбирайте сами, белый акрил вполне подойдет.

9. После того, как основа высохла, можно приступать к росписи. Это самый интересный и творческий этап. Вдохновляясь картинками дымковских петушков, вы подберете свой вариант росписи. Расписывайте поэтапно, не спешите. Прорабатывайте сначала крупные детали, потом мелкие.

Готовый петушок украсит ваше жилище, а, может быть, станет хорошим подарком близкому человеку!

Барышня

Делают такие фигурки из пластиковой бутылки и пластилина, но это будет не более чем имитацией дымковской барыни. Как вариант, вместо глины можно использовать соленое тесто.

Дымковская игрушка – лепка поэтапно барышни:

  1. Раскатайте из глины блинчик, сделайте из него юбку колокол. Это упрощенное действие. В принципе же, пластической основой для всех женских образов была ступка-колокол, основание с пышной юбкой.
  2. Сделайте колбаски для рук героини, присоедините их к вылепленному телу, а тело – к юбке-колоколу.
  3. Скатайте шарик-головку, прикрепите к нему кокошник, голову с кокошником крепим к телу.
  4. Все детали тщательно соединяются, места скреплений сглаживаются.
  5. Фигурку нужно украсить толстыми косами и оборками на платье.
  6. Оставляем барышню сушиться. Когда глина посветлеет, отправляем игрушку на обжиг в духовку (на пару часов).
  7. Белим фигурку белым акрилом, а после его высыхания расписываем по понравившемуся образцу.

В данном видео наглядно показаны все этапы изготовления дымковской барышни.

Обращаем внимание на типовые, каноничные образцы росписи – лицо нарочито примитивно расписано, черты лица условные.

Мастер-класс по лепке лошадки

Кусок глины нужно замочить в небольшом количестве воды. За три дня до намеченной лепки следует готовить материал. После того, как глина положенные дни отстояла в воде, ее нужно замешать. Если материал вязкий и липкий, заверните его в мокрую тряпочку, отложите еще на пару дней.

1. Возьмите комок глины, который помещается в ваш кулачок. Раскатайте его в достаточно толстый валик. Разделите материал на 4 части. Четвертую часть отрезайте от большого куска.

2. Приступайте к формированию туловища и головы. На этом этапе применяются приемы вытягивания и приглаживания. Голову прикрепляйте к туловищу, приглаживая глину.

Читайте также  Изготовление изделий из дерева своими руками

3. Из тонких валиков сделайте гриву и хвост, задействовав прием прокручивания двух валиков. Прикрепляйте гриву и хвост, немного обмакивая мокрой кисточкой места соединения.

4. Теперь игрушку нужно просушить. Поставьте ее в теплое помещение с хорошей вентиляцией на 3 дня.

5. После просушки игрушка отправляется в духовку, где и досушивается в течение 1,5-2 часов.

6. Просушенную лошадку можно расписывать. Как всегда, начинается процесс с обеливания. Это может быть белый акрил или даже белая гуашь. Главное, нанести равномерно белый слой, хорошенько его высушить.

7. Затем настало время нанесения на лошадку дымковских узоров – в основном, это точки, кружочки, полосочки. Грива лошадки чаще темная, а на ее туловище традиционно больше малинового (красного) и синего цветов. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими.

8. Если решите лепить другое животное, то принцип лепки будет схож с изготовлением лошадки. У дымковского животного тело – это всегда усеченный конус, к узкой части которого прикрепляют голову с шеей. А ножки – это 4 колбаски, немного суженные снизу, их прикрепляют к туловищу. Хвост и рога лепит мастер отдельно, и прикрепляет он их последними.

А прежде чем приступать к изготовлению игрушек, можно поупражняться в типовых методах лепки – вытяжке (вытягиванию), лепке из пласта, а также в комбинированном методе. После такой тренировки вы освоите любую дымковскую фигурку. Если же хотите усовершенствовать роспись фигурок, то вместо акрила используйте поливинилацетатную темперу, разведенную на яйце. Это сделает роспись влагостойкой.

Мы рассказали, как сделать самостоятельно дымковскую игрушку из глины. Последовав простым МК, вы сможете совершенствовать свое мастерство, выбирая для лепки более сложные образы. А затем можно перейти и к сюжетным композициям, которыми так славится дымковская роспись.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

  • красный
  • алый
  • оранжевый
  • желтый
  • синий
  • зеленый
  • золотой

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Образцы изделий дымковского промысла

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Глиняные игрушки народных промыслов России

Расписные глиняные игрушки — отдельный исторический вид российского искусства. Глиняные игрушки с росписью дожили и до наших дней. Сейчас они, конечно, имеют более сувенирное назначение. Такие игрушки изготавливаются и расписываются исключительно вручную. Каждое изделие уникально и неповторимо, имеет почерк мастера и свой шарм. Недаром иностранные туристы скупают эти яркие милые фигурки, а залы выставок всегда полны посетителей.

В статье мы расскажем об одних из самых популярных видов глиняных свистулек народных промыслов, которые изготовлены российскими мастерами и представлены на нашем сайте.

Глиняные промыслы зарождались в разных точках страны, где обнаруживали местонахождения глины в разных её видах. Большинство мастеров глиняной игрушки изготавливали именно свистульки. Считалось, что свист отпугивает злых духов. Так взрослые защищали своих детей от нечистой силы.

Дымковская игрушка

Первое упоминание этого народного промысла датируется 1811 годом. В те времена дымковские игрушки, которые лепили женщины слободы Дымково, были атрибутом самобытного праздника Вятская свистунья.

Секрет изготовления дымковских глиняных игрушек передавался по женской линии. Причём каждая игрушка на всех этапах создания делалась исключительно одними руками. Мастерица привносила в промысел что-то своё, поэтому каждое изделие уникально, но яркий дымковский стиль легко узнаваем. Такая традиция существует и по сей день.

Чаще всего дымковские глиняные игрушки лепят в виде животных, водоносок, нянек с детьми, а самый узнаваемый образ — барыня.

В производстве используется только красная глина, перемешанная с речным песком. Фигуры лепят, соединяя элементы жидкой глиной. После следует просушка (до 50 дней) и обжиг при температуре 800 градусов. Перед росписью глиняные игрушки покрывают темперными белилами в несколько слоёв. Раскрашиваются игрушки разными яркими цветами с нанесением геометрических орнаментов. Важная особенность — на игрушку добавляются небольшие элементы в форме ромбов из сусального золота.

«Индюк на ступке»

«Барыня-водоноска»

Интересные факты

  • Части игрушки лепят по отдельности, а затем собирают воедино.
  • Сочинский стадион «Фишт» был украшен дымковским орнаментом на открытии зимних Олимпийских игр в 2014 году.

Абашевская игрушка

Абашевские игрушки — глиняные свистульки в виде зверей и людей.

Отличительная особенность абашевских игрушек — неожиданные сочетания ярких цветов. Мастера превращают зверей в сказочных необычных персонажей, которые нравятся детям и взрослым.

Промысел появился в селе Абашево, Пензенской области, в XIX веке. Тогда в этой местности находились большие местонахождения глины. Этот материал использовали в основном для изготовления посуды и домашней утвари, а из остатков делали игрушки.

В XX веке появились заводы, которые удешевили и ускорили производство посуды. Спрос на изделия, изготовленные вручную, упал, и именно тогда игрушки набрали популярность среди мастеров. Умельцы стали изображать свистульки в стиле сатиры, привлекая внимание покупателей.

Пиковую известность абашевские глиняные игрушки заслужили благодаря мастеру Лариону Зоткину, который формировал характерные черты и приёмы росписи свистулек.

Свистульки изготавливаются вручную из глины, мастера лепят их и придают деталей с помощью стеков. Когда получилась нужная форма — фигурку просушивают и обжигают в печи. После наносят рисунок эмалевыми и масляными красками.

«Козлик с птичкой»

Интересные факты

  • У фигурок животных маленькая голова, изящная шея, длинное тело, короткие лапы.
  • Цвета при росписи игрушек символизируют природу. Зелёный — траву, синий — небо, красный — рассвет.
  • Самый ответственный этап в изготовлении свистулек — правильно сделанное отверстие, поскольку от этого зависит мелодичность и громкость звука.

Филимоновская игрушка

Филимоновский промысел зародился в деревне Филимоново, Тульской области, примерно 700 лет назад. Говорят, что деревню назвали в честь горшечника Филимона, который первым обнаружил местонахождения мягкой глины.

Из основного материала лепили горшки, печные трубы и предметы домашнего обихода, а из остатков мастерили игрушки для детей. Изначально игрушки раздавали просто так, но они так полюбились, что их стали продавать на ярмарках.

Изготовление игрушек — свистулек — было женской работой. В основном этим занимались бабушки и обучали ремеслу своих внучек. Деньги, которые девочки получали за свои труды, откладывали и копили на приданое.

В XIX веке филимоновские глиняные игрушки стали популярными во многих регионах страны, но после революции о них начали забывать. Это было связано с тем, что оставалось мало мастериц, которые изготавливали свистульки. К концу XX века произошло полное возрождение этого промысла, после обучения его тонкостям искусствоведов и художников.

Глиняные свистульки изготавливаются из особой глины — синики. Из неё лепили форму, неровности разглаживали мокрыми мальцами и обжигали в печи. Изначально филимоновские игрушки не расписывали. После обжига глина приобретает красивый бело-розовый цвет. Но после появления анилиновых красителей игрушки стали разукрашивать яркими красками. Главные цвета: зелёный, жёлтый и красно-малиновый.

Формы игрушек — животные и люди. Из животных самые частые изделия — в виде лошади, коровы и оленя.

«Барыня с коромыслом»

Интересные факты

  • Добытая глина проходила несколько этапов обработки. На последнем её мяли ногами на специальной площадке, часто с песнями и плясками.
  • В филимоновских свистульках жёлтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зелёный — весну и жизнь.

Художественные глиняные игрушки привлекают внимание детей и взрослых и в наши дни. Свистульки станут необычным подарком и ярким акцентом в интерьере.

Эти и другие игрушки смотрите в разделе «Русские народные игрушки».

Комментарии ( 0 )

Правила публикации комментариев к статьям

ООО ТД «Сима-ленд» вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать комментарии для публикации. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится:

  • информация, противоречащая законам РФ;
  • ненормативная лексика, высказывания оскорбительного характера;
  • информация, не относящаяся к тематике статьи;
  • ссылки на другие интернет-магазины, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы, нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

ООО ТД «Сима-ленд» оставляет за собой право удалять опубликованные комментарии в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого они считаются актуальными и на который они публикуются на сайте.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных комментариев.

Если пользователь оставляет комментарий, отвечает на комментарий или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления о новых ответах на свои комментарии.

Дымковская глиняная игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

  • История промысла
  • Виды игрушек
  • Технология изготовления
  • Роспись игрушки

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Читайте также  Изготовление пластиковых лодок своими руками

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector