Игрушки из глины для детей

Игрушки из глины для детей

Игрушки из глины для детей

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

Виктория Лукомская
«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)

Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками

Сувениры из слободы Дымково – знакомые многим с детства глиняные скульптуры с присущим им обеливанием и яркой росписью. Дымковская игрушка своими руками может быть сделана по нашей пошаговой инструкции, приведенной в этой статье, также о заготовке необходимого материала и выборе подходящего инструмента.

Когда-то красную глину крестьяне сами доставали с речного дня, рубили ее лопатой и даже месили ногами для большей мягкости. Сегодня же глину можно купить в магазине, равно как и кисти для росписи, и подходящие краски. А пошаговые мастер-классы помогут правильно изготовить старинную русскую игрушку.

Подготовка материала и инструмента для творчества

Процесс лепки – это всегда ручной труд, а слепить двух одинаковых петушков или барышень невозможно. Каждый раз получается действительно эксклюзивный сувенир. Но чтобы сделать его согласно дымковским традициям, нужно подготовить инструменты и, конечно, материал.

  • глина натуральная (продается в брикетах в магазинах товаров для творчества);
  • стеки;
  • удобный коврик для лепки;
  • доска для лепки;
  • баночка с водой;
  • кисть;
  • полиэтиленовый пакет;
  • влажное полотенце;
  • белила (можно взять обычную водостойкую краску без содержания лака);
  • краска для росписи (в идеале – темпера, но подойдет и акрил).

После печного обжига заготовка будет красно-коричневой. Раньше для побелки использовался мелово-молочный раствор: в него игрушку мастер окунал целиком. На поверхности молоко скисало, благодаря чему на сувенире образовывалась яркая пленка из козеинового клея.

Старинный способ росписи также несколько отличается от современного. Сухие краски умельцы растирали с яйцом, добавляя в состав уксус или перекисший квас. В 20-ом веке расписывали работы, в основном, гуашью, которую тоже разводили на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.

Дымковские игрушки из глины

Если вам интересен этот промысел с практической стороны, не бойтесь начинать творить, чтобы рука «осмелела», сделайте несколько несложных глиняных игрушек поэтапно. Дымковская игрушка своими руками из глины – это и приятный творческий опыт, и отличный презент и ребенку, и взрослому.

Петушок

Народный сувенир был примерно с ладошку величиной, на эти размеры можно ориентироваться и сегодня. Возьмите глину, прочтите в инструкции схему действий с ней. Разведите глину водой и разомните до комфортной мягкости.

Дымковский петушок пошагово:

  1. Глину поделите на 3 части, та, что побольше – для тела птицы, а две маленьких – для украшений и хвоста петуха. Туловище, шею и голову нужно лепить из цельного куска, это обязательное условие дымковской лепки. Не переживайте, если не все получается сразу: руки должны почувствовать глину, приноровиться к ней, если так можно сказать.

2. Из второго кусочка глины нужно слепить плоский кружок и придавить его с одной стороны. Это станет хвостом петушка.

3. Теперь к телу петушка нужно приделать ножки, и не забыть про подставочку, иначе фигурка не будет устойчивой.

4. Следует к туловищу прикрепить хвост. Все части, прикрепленные к тельцу, следует смочить водой. После этого нужно загладить стыки, иначе появятся трещины.

5. Из третьего кусочка глины нужно сделать два плоских круга, которые станут крыльями. Но всю глину не используйте – немного оставьте на украшения, бородушку и гребешок.

6. Крылья прилепите по бокам тельца, маленькими плоскими шаричками украсьте хвост птицы. Вылепите бородушку и гребень.

7. Многие мастера после лепки оставляют естественным образом изделие сушиться еще 3 дня. А на третий день они отправляют его на досушку в духовку. Сушиться петух там может 2 часа, с плавным доведением температуры до 250 градусов.

8. Абсолютно высушенную птицу можно расписывать. Но сначала ее придется побелить. Чем именно – выбирайте сами, белый акрил вполне подойдет.

9. После того, как основа высохла, можно приступать к росписи. Это самый интересный и творческий этап. Вдохновляясь картинками дымковских петушков, вы подберете свой вариант росписи. Расписывайте поэтапно, не спешите. Прорабатывайте сначала крупные детали, потом мелкие.

Готовый петушок украсит ваше жилище, а, может быть, станет хорошим подарком близкому человеку!

Барышня

Делают такие фигурки из пластиковой бутылки и пластилина, но это будет не более чем имитацией дымковской барыни. Как вариант, вместо глины можно использовать соленое тесто.

Дымковская игрушка – лепка поэтапно барышни:

  1. Раскатайте из глины блинчик, сделайте из него юбку колокол. Это упрощенное действие. В принципе же, пластической основой для всех женских образов была ступка-колокол, основание с пышной юбкой.
  2. Сделайте колбаски для рук героини, присоедините их к вылепленному телу, а тело – к юбке-колоколу.
  3. Скатайте шарик-головку, прикрепите к нему кокошник, голову с кокошником крепим к телу.
  4. Все детали тщательно соединяются, места скреплений сглаживаются.
  5. Фигурку нужно украсить толстыми косами и оборками на платье.
  6. Оставляем барышню сушиться. Когда глина посветлеет, отправляем игрушку на обжиг в духовку (на пару часов).
  7. Белим фигурку белым акрилом, а после его высыхания расписываем по понравившемуся образцу.

В данном видео наглядно показаны все этапы изготовления дымковской барышни.

Обращаем внимание на типовые, каноничные образцы росписи – лицо нарочито примитивно расписано, черты лица условные.

Мастер-класс по лепке лошадки

Кусок глины нужно замочить в небольшом количестве воды. За три дня до намеченной лепки следует готовить материал. После того, как глина положенные дни отстояла в воде, ее нужно замешать. Если материал вязкий и липкий, заверните его в мокрую тряпочку, отложите еще на пару дней.

1. Возьмите комок глины, который помещается в ваш кулачок. Раскатайте его в достаточно толстый валик. Разделите материал на 4 части. Четвертую часть отрезайте от большого куска.

2. Приступайте к формированию туловища и головы. На этом этапе применяются приемы вытягивания и приглаживания. Голову прикрепляйте к туловищу, приглаживая глину.

3. Из тонких валиков сделайте гриву и хвост, задействовав прием прокручивания двух валиков. Прикрепляйте гриву и хвост, немного обмакивая мокрой кисточкой места соединения.

4. Теперь игрушку нужно просушить. Поставьте ее в теплое помещение с хорошей вентиляцией на 3 дня.

5. После просушки игрушка отправляется в духовку, где и досушивается в течение 1,5-2 часов.

6. Просушенную лошадку можно расписывать. Как всегда, начинается процесс с обеливания. Это может быть белый акрил или даже белая гуашь. Главное, нанести равномерно белый слой, хорошенько его высушить.

7. Затем настало время нанесения на лошадку дымковских узоров – в основном, это точки, кружочки, полосочки. Грива лошадки чаще темная, а на ее туловище традиционно больше малинового (красного) и синего цветов. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими.

8. Если решите лепить другое животное, то принцип лепки будет схож с изготовлением лошадки. У дымковского животного тело – это всегда усеченный конус, к узкой части которого прикрепляют голову с шеей. А ножки – это 4 колбаски, немного суженные снизу, их прикрепляют к туловищу. Хвост и рога лепит мастер отдельно, и прикрепляет он их последними.

А прежде чем приступать к изготовлению игрушек, можно поупражняться в типовых методах лепки – вытяжке (вытягиванию), лепке из пласта, а также в комбинированном методе. После такой тренировки вы освоите любую дымковскую фигурку. Если же хотите усовершенствовать роспись фигурок, то вместо акрила используйте поливинилацетатную темперу, разведенную на яйце. Это сделает роспись влагостойкой.

Мы рассказали, как сделать самостоятельно дымковскую игрушку из глины. Последовав простым МК, вы сможете совершенствовать свое мастерство, выбирая для лепки более сложные образы. А затем можно перейти и к сюжетным композициям, которыми так славится дымковская роспись.

Лепим фигурки из глины

Содержание статьи:

  1. Подбор материала и его подготовка
  2. Техники лепки
  3. Игрушки
  4. Как сделать цветы

Лепка из глины — увлекательное занятие для взрослых и детей. Благодаря ему, вы сможете сделать игрушки, предметы утвари, развить ловкость пальцев и интересно провести свой досуг.

Подбор материала и его подготовка к работе

Гончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Техники лепки

А вот как лепить из глины, используя различные техники:

    Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.

Если вы хотите слепить скульптуру из нескольких деталей, сначала создайте их. Чтобы «склеить» эти заготовки между собой, смочите прилегающие части водой и осуществите это. Можно сделать болтушку их глины и «склеивать» отдельные элементы с ее помощью. Этот же раствор поможет избавиться от трещин, которые появляются в процессе высыхания изделия. Достаточно смазывать их этой болтушкой.

Если планируется изготовление из глины оригинальных вещей, вы можете использовать зубочистку, пластиковые столовые приборы. Ими нажимают на уже сформованную, но еще не засохшую заготовку из данного материала, получается интересный рисунок. При помощи зубочистки можно начертать на них узоры.

Интересна технология оттисков. Если вырезать из дерева печать или взять готовую, нажать ею на заготовку из глины, а затем дать высохнуть слепку, у вас появится собственная печать. А если юный скульптор прижмет к раскатанной глине свою ладошку, тогда получит и ее оттиск. Прекрасная идея – оставить на память след от ручки или ножки ребенка, на который можно смотреть по прошествии времени, когда малыш вырастет.

Если обмотать игрушку, фигурку пищевой фольгой, а сверху прикрепить раскатанную скалкой глину, то надо будет подождать сутки. После этого вы осторожно снимите ее с основы, оставите высохнуть. После обработки полученную статуэтку можно покрасить, и у вас появится двойник любимой игрушки.

  • Можно декорировать еще не подсушенное изделие бусинами, ракушками, камушками, перьями, чешуей шишек и т.д.
  • Как вы видите, существует много интересных технологий при работе с данным пластичным материалом, выбирайте любую и начинайте творить. Это занятие поможет избавиться от осенней хандры и подарит много радостных мгновений и положительных эмоций!

    Игрушки из глины своими руками

    Если вы хотите, чтобы у вас дома поселился вот такой очаровательный осьминог, запаситесь:

    • глиной;
    • водой;
    • губкой;
    • зубочисткой;
    • гуашью;
    • ножом;
    • наждачной бумагой;
    • белой гуашью;
    • краской;
    • лаком.

    Инструкция по изготовлению:

    1. Если вы купили глину в порошке, разведите ее водой по инструкции. Продается и масса для лепки в вакуумной упаковке. Если вы добыли глину сами, выкопав ее, залейте водой. Когда ненужные примеси, корни растений, камушки осядут на дно, процедите раствор через дуршлаг или сито и оставьте массу на день на солнце, чтобы немного подсохла.

      Добавьте в глину немного воды, замесите «тесто», оно не должно липнуть к рукам.

      В миску налейте воду, чтобы смачивать руки при работе и заделывать образующиеся трещины.

      Оторвите кусок глины, помесите его в руках, на смоченной водой рабочей поверхности скатайте в шар.

      Для такой игрушки из глины щупальца можно сделать двумя способами. Для первого вам нужно скатать 12–16 колбасок, заостренные с одного конца. Другой стороной прикрепите их к туловищу, используя воду. При втором методе нужно вытянуть нижнюю часть шара, разрезать ее пластмассовым ножом на щупальца, придать им овальную форму.

      Смочите губку в воде, смочите поверхность игрушки из глины, разглаживая неровности, трещины.

      Дайте заготовке высохнуть в течение суток, затем пройдитесь по поверхности мелкой наждачной бумагой.

      Мало у кого есть специальная печь для обжига, поэтому придайте игрушке прочность в домашних условиях. Завернув в полиэтиленовый пакет с отверстиями, положите на горячую батарею.

      Покройте игрушку первым слоем белой гуаши, дайте ей высохнуть, нанесите второй. После того как и он подсохнет, покройте желтой или другой краской.

    2. Черты лица и другие мелкие детали можно вылепить одновременно с тем, как вы будете делать саму игрушку или создать их отдельно и прикрепить клеем для керамики на данном, заключительном этапе.

    Посмотрите, как делаются филимоновские игрушки из глины.

    Пусть ребенок скатает самую большую часть, придав ей форму морковки, изогнет ее так, как на фото — под углом в 90°. Левую, тонкую, часть наклоняем — это заготовка головы.

    Если образовались трещины, нужно загладить их мокрыми пальцами. Противоположный край заготовки сожмите несколько раз, чтобы придать ему форму диска – это хвост. А для гребешка пусть ребенок скатает шар, чуть приплющит его, отрежет половину и прикрепит к голове игрушки из глины.

    Чтобы быстро приготовить такой «клей», слепите миску из глины, налейте в нее воды. Кисточкой вы будете соединять эти 2 субстанции, и получится шликер для слепливания деталей.

    Далее, для фигурки из глины нужно сделать бородку. Для этого скатывается небольшой шарик в виде капельки, который необходимо чуть расплющить пальцами, затем приклеить под клювом на шликер.

    Чтобы сделать подставку для петушка, из кусочка глины скатайте конус, затем вставьте внутрь деревянную палочку (можно использовать стрежень от кисточки), и прокатывайте ее по рабочей поверхности. Должна получиться конусообразная заготовка, полая внутри, со стенками одинаковой толщины.

    Возьмите данный способ на вооружение, он поможет слепить длинные юбки для кукол, колокольчики. Поставьте этот конус на доску, чуть приплющите сверху, при помощи шликера прикрепите на него игрушку из глины.

    Уберите ее просохнуть в течение 4–5 дней. После этого хорошо бы обжечь игрушку в духовке на максимальной температуре. Можно сделать это и в дачной печи.

    Когда заготовка остынет, распишите ее составом, приготовленным путем смешения гуаши с ПВА. Можно использовать и акриловые краски.

    Подробный мастер класс с фото упросит процесс лепки.

      Возьмите кусочек глины, скатайте из него шар. Поставьте большой палец внутрь, расплющите заготовку, чтобы получилась тарелка с широкими краями.

    Не убирая ее с пальца, обверните вокруг него. Затем снимите с него и соедините края, чтобы осталось внутреннее отверстие.

    Читайте также  Как выпилить круг без лобзика

    Смочите пальцы в воде, загладьте ими наружную поверхность игрушки.

    В хвосте прорежьте ножом отверстие. Вставьте в него палочку, обложите ее заплаткой из глины.

    На этом этапе нужно проверить игрушку, посвистев в проделанное отверстие. Высоту нот можно регулировать, делая его большего или меньшего размера. Чтобы иметь возможность выдувать различные ноты, извлекая музыку, проделайте с боков по небольшой сквозной дырочке.

    Переходим к более мелким деталям. Вылепите глаза, клюв, гребень, лапки. Стеком нанесите рисунок на крыльях.

    Смочите губку в воде, отожмите, пройдитесь ею по поверхности игрушки, чтобы сгладить шероховатости и неровности.

  • Пусть свистулька подсохнет в течение 4 часов, после этого ее ставят для обжига в печь, где она будет находиться 8 часов при 800°.
  • Для знаменитой дымковской игрушки из глины традиционно использовали яркие краски, которые наносили на белый фон. Их делали на яйцах и молоке. Сейчас мастерицы заменяют такие «домашние» краски акриловыми.

    А вот костромских петушков украшают глазурью. Сначала вылепленную фигурку из глины обжигают первый раз при 200° в течение часа. После этого наносят глазурь и снова отправляют в печь, но уже на несколько часов.

    Как сделать цветы из глины?

    Лепка помогает развиваться не только здоровым ребятишкам, но и, имеющими проблемы со здоровьем. Представленный ниже мастер-класс способствует реабилитации детей с болезнями опорно-двигательной системы.

    Чтобы слепить цветок из глины, сначала сделаем несколько лепестков для него. Пусть ребенок скатает из этого природного материала колбаску, нарежет ее пластмассовым ножом на равные куски. После чего их нужно скатать в шарик и расплющить пальцами.

    Чтобы ребенку было проще, сначала изобразите цветок на листе бумаги, пусть он выкладывает лепестки на рисунок. Сердцевина цветка тоже делается из «лепешки», ее нужно смазать шликером (жидкой глиной) и прилепить в центр цветка. Его можно декорировать, нанеся сеточку, точки.

    Далее, нужно слепить лепестки, затем высушить и раскрасить заготовки. Осталось расположить их на панно и прикрепить. Для этого пусть ребятишки оклеят лист картона тканью. Они же или взрослые сделают в верхней части панно 2 надреза, пропустят через них тонкую атласную лену, завяжут ее концы, чтобы затем повесить картину.

    А пока, разложите его элементы, пусть взрослые прикрепят их клеевым пистолетом. Дети же соберут картину при помощи клея ПВА.

    Изучив эту простую технику, вы покажете детям, как делать цветы из глины, различные фигурки. Более сложные образцы можете изготовить сами и получить от творчества удовольствие.

    Предлагаем ознакомиться со следующими видео, чтобы расширить свои познания в данной области.

    Глиняные игрушки -своими руками

    Содержимое разработки

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Восход» городского округа Самара

    Методические рекомендации по теме:

    «Глиняные игрушки – своими руками».

    Автор-составитель:

    ПДО высшей квалификационной категории

    Романовская А.Л.

    Самара, 2019г.

    В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Игрушка – одно из ярких проявлений культуры народа. Она близка к фольклору, передает особенности русского национального народного творчества.

    Глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до Рождества Христова. В 17-19 веке производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета. Фигурки стали изготавливать для продажи на весенних ярмарках. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены представления о природе и жизни людей.

    Заслуженной славой пользуются игрушки сработанные в деревне Дымково (Вятская область), Филимоново (Тульская область), Абашево (Пензенская область) и другие. Яркая, жизнерадостная, наивная и добрая глиняная игрушка несет в себе тепло и радость. Народная игрушка — это неистощимый источник юмора, метких наблюдений за природой, животными и людьми. Ее образы наполнены оптимистическим настроением и яркими красками.

    Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера — игрушечники изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, козла, барана, а также сказочного существа – полкана. Игрушки лепят из глины, которая прошла определенный технологический процесс (удалений примесей — камешки, щепки и т.п., отмачивание в воде из расчета – три части воды и 1 часть глины, дать отстояться, слить оставшуюся воду, вымесить глину). Таким образом, получается глиняное тесто.

    Лепка дымковской барышни.

    Чтобы прикоснуться к удивительному миру глиняной игрушки, возьмите хорошо перемятую глину и вылепите самую выразительную вятскую — Дымковскую игрушку – «барышню» или «нянюшку». Из глины величиной с хорошее куриное яйцо скатайте в ладонях шарик. Вдавите в него палец на глубину примерно двух фаланг. Пережмите левой рукой шарик в середине, разделив его на две части. Причем нижняя часть должна быть больше, чем верхняя. Получится фигура, напоминающая неваляшку. Из верхней части лепят туловище, голову и руки, из нижней — юбку в виде колокола. Глубина юбки — колокола должна соответствовать длине указательного пальца. Чтобы получить форму колокола, глину постепенно обминайте вокруг указательного пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше и тоньше, его объем будет увеличиваться. Затем стенки колокола промните между указательным пальцем, находящимся внутри, и большим, расположенным снаружи. Ком глины, расположенный сверху, разделите на две части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, а из верхней голову. Подровняв ножом снизу юбку-колокол, наметьте талию и руки, а из верхней части слепите голову с головным убором — кокошником. Затем вылепите из запаса глиняной массы, оставленной в средней части фигурки, руки. Некоторые детали глиняной игрушки выполняются отдельно, например фартук. Его вырезают из тонкой пластины. А перед самой наклейкой вдоль нижнего края пальцами делают сборки. Смачиваем фартук водой и прижимаем плотнее в тех местах, где нет складок. Чтобы стенки не продавились, поддерживайте их изнутри в месте приклеивания фартука пальцами левой руки. Можно (по желанию) наклеить еще накидку, вырезанную также из тонкой глиняной пластины. Готовую игрушку нужно кое-где подправить стеками и разгладить влажной тряпкой. После этого можно поставить сушить. Вятские игрушки после обжига обязательно грунтуют. Грунтовка состоит из мела, разведенного молоком. Мел размешивают до густоты сметаны. Грунтовать игрушку мягкой широкой кистью. После высыхания игрушку расписывают. Расписывать игрушки можно гуашью, только смешивать гуашь с куриным яйцом, тогда гуашь не стирается, не пачкает, не блекнет.

    Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки, переходят к следующей, более темной краске. Желтая краска — самая светлая по тональности, именно с нее надо начинать расписывать фигурки. Если вы работаете одной кистью, то ее надо хорошо промывать. Красная краска пользуется особой любовью у мастеров, поэтому красной краской можно раскрасить накидку, юбку у барышни. Красной краской наносятся два кружочка на щечки – это румянец, той же краской, только самым кончиком кисточки наметьте губки. Желтая краска подсохла, теперь на нее можно нанести точки, полоски и т.п. Хотя при росписи дымковских игрушек, преобладают яркие открытые цвета, мастера все же не обходятся без черной и коричневой красок. Раскрасьте коричневой краской локоны у барышни, а черной нарисуйте глаза.

    Лепка дымковской игрушки жар – птицы.

    В отличие от фигурок людей жар-птицу полностью лепят из целого куска. Тщательно разомните в руках глиняный ком и придайте ему яйцевидную форму. Затем, укрепив на дощечке, разделите сверху ком на две части. Из одной части вылепите голову, туловище и ноги, а из другой хвост и крылья. Заканчиваем лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгибают волнообразно пальцами.

    .

    Лепка филимоновских игрушек.

    Эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. В отличие от дымковских они имеют более вытянутые формы. Считают, что определенную роль в формировании стиля этих игрушек сыграла местная глина, отличающаяся высокой пластичностью. Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с нарочито удлиненными шеями и маленькими головками Своеобразны и женские фигурки, у них более высокая вытянутая юбка — колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпа с загнутыми полями. Если вятская — дымковская игрушка украшается множеством накладных деталей, то филимоновская барыня лепится целиком из одного куска глины, не считая свистульки-птички да небольшого налепа на шляпке. Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличается от общепринятой.

    Скатайте между ладонями шар и наденьте его на указательный палец. Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем. Сплющивая между большим и указательным стенки юбки- колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм. Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах. Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры. На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпы. Теперь на некоторое время фигурку барыни оставьте в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку. Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину оберните ее вокруг указательного пальца. Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика проткните тонкой палочкой так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину. Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся. Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы.

    Каргопольская игрушка.

    Ее родина Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Это приземистые фигурки людей и животных. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Каргопольские игрушки необычны и по цвету. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие. Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы. В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна. Символична здесь каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично. Кисти рук детально не проработаны и даже не подчёркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены зелёным или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы «цепи» или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчёркнут передник, плотно забитый орнаментом.
    Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком «голосом».
    Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причём, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчёте на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.

    Глиняные игрушки народных промыслов России

    Расписные глиняные игрушки — отдельный исторический вид российского искусства. Глиняные игрушки с росписью дожили и до наших дней. Сейчас они, конечно, имеют более сувенирное назначение. Такие игрушки изготавливаются и расписываются исключительно вручную. Каждое изделие уникально и неповторимо, имеет почерк мастера и свой шарм. Недаром иностранные туристы скупают эти яркие милые фигурки, а залы выставок всегда полны посетителей.

    В статье мы расскажем об одних из самых популярных видов глиняных свистулек народных промыслов, которые изготовлены российскими мастерами и представлены на нашем сайте.

    Глиняные промыслы зарождались в разных точках страны, где обнаруживали местонахождения глины в разных её видах. Большинство мастеров глиняной игрушки изготавливали именно свистульки. Считалось, что свист отпугивает злых духов. Так взрослые защищали своих детей от нечистой силы.

    Дымковская игрушка

    Первое упоминание этого народного промысла датируется 1811 годом. В те времена дымковские игрушки, которые лепили женщины слободы Дымково, были атрибутом самобытного праздника Вятская свистунья.

    Секрет изготовления дымковских глиняных игрушек передавался по женской линии. Причём каждая игрушка на всех этапах создания делалась исключительно одними руками. Мастерица привносила в промысел что-то своё, поэтому каждое изделие уникально, но яркий дымковский стиль легко узнаваем. Такая традиция существует и по сей день.

    Чаще всего дымковские глиняные игрушки лепят в виде животных, водоносок, нянек с детьми, а самый узнаваемый образ — барыня.

    В производстве используется только красная глина, перемешанная с речным песком. Фигуры лепят, соединяя элементы жидкой глиной. После следует просушка (до 50 дней) и обжиг при температуре 800 градусов. Перед росписью глиняные игрушки покрывают темперными белилами в несколько слоёв. Раскрашиваются игрушки разными яркими цветами с нанесением геометрических орнаментов. Важная особенность — на игрушку добавляются небольшие элементы в форме ромбов из сусального золота.

    «Индюк на ступке»

    «Барыня-водоноска»

    Интересные факты

    • Части игрушки лепят по отдельности, а затем собирают воедино.
    • Сочинский стадион «Фишт» был украшен дымковским орнаментом на открытии зимних Олимпийских игр в 2014 году.

    Абашевская игрушка

    Абашевские игрушки — глиняные свистульки в виде зверей и людей.

    Отличительная особенность абашевских игрушек — неожиданные сочетания ярких цветов. Мастера превращают зверей в сказочных необычных персонажей, которые нравятся детям и взрослым.

    Промысел появился в селе Абашево, Пензенской области, в XIX веке. Тогда в этой местности находились большие местонахождения глины. Этот материал использовали в основном для изготовления посуды и домашней утвари, а из остатков делали игрушки.

    В XX веке появились заводы, которые удешевили и ускорили производство посуды. Спрос на изделия, изготовленные вручную, упал, и именно тогда игрушки набрали популярность среди мастеров. Умельцы стали изображать свистульки в стиле сатиры, привлекая внимание покупателей.

    Пиковую известность абашевские глиняные игрушки заслужили благодаря мастеру Лариону Зоткину, который формировал характерные черты и приёмы росписи свистулек.

    Свистульки изготавливаются вручную из глины, мастера лепят их и придают деталей с помощью стеков. Когда получилась нужная форма — фигурку просушивают и обжигают в печи. После наносят рисунок эмалевыми и масляными красками.

    «Козлик с птичкой»

    Интересные факты

    • У фигурок животных маленькая голова, изящная шея, длинное тело, короткие лапы.
    • Цвета при росписи игрушек символизируют природу. Зелёный — траву, синий — небо, красный — рассвет.
    • Самый ответственный этап в изготовлении свистулек — правильно сделанное отверстие, поскольку от этого зависит мелодичность и громкость звука.

    Филимоновская игрушка

    Филимоновский промысел зародился в деревне Филимоново, Тульской области, примерно 700 лет назад. Говорят, что деревню назвали в честь горшечника Филимона, который первым обнаружил местонахождения мягкой глины.

    Из основного материала лепили горшки, печные трубы и предметы домашнего обихода, а из остатков мастерили игрушки для детей. Изначально игрушки раздавали просто так, но они так полюбились, что их стали продавать на ярмарках.

    Изготовление игрушек — свистулек — было женской работой. В основном этим занимались бабушки и обучали ремеслу своих внучек. Деньги, которые девочки получали за свои труды, откладывали и копили на приданое.

    В XIX веке филимоновские глиняные игрушки стали популярными во многих регионах страны, но после революции о них начали забывать. Это было связано с тем, что оставалось мало мастериц, которые изготавливали свистульки. К концу XX века произошло полное возрождение этого промысла, после обучения его тонкостям искусствоведов и художников.

    Глиняные свистульки изготавливаются из особой глины — синики. Из неё лепили форму, неровности разглаживали мокрыми мальцами и обжигали в печи. Изначально филимоновские игрушки не расписывали. После обжига глина приобретает красивый бело-розовый цвет. Но после появления анилиновых красителей игрушки стали разукрашивать яркими красками. Главные цвета: зелёный, жёлтый и красно-малиновый.

    Формы игрушек — животные и люди. Из животных самые частые изделия — в виде лошади, коровы и оленя.

    «Барыня с коромыслом»

    Интересные факты

    • Добытая глина проходила несколько этапов обработки. На последнем её мяли ногами на специальной площадке, часто с песнями и плясками.
    • В филимоновских свистульках жёлтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зелёный — весну и жизнь.

    Художественные глиняные игрушки привлекают внимание детей и взрослых и в наши дни. Свистульки станут необычным подарком и ярким акцентом в интерьере.

    Эти и другие игрушки смотрите в разделе «Русские народные игрушки».

    Комментарии ( 0 )

    Правила публикации комментариев к статьям

    ООО ТД «Сима-ленд» вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать комментарии для публикации. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится:

    • информация, противоречащая законам РФ;
    • ненормативная лексика, высказывания оскорбительного характера;
    • информация, не относящаяся к тематике статьи;
    • ссылки на другие интернет-магазины, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
    • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
    • материалы, нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

    ООО ТД «Сима-ленд» оставляет за собой право удалять опубликованные комментарии в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого они считаются актуальными и на который они публикуются на сайте.

    Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных комментариев.

    Если пользователь оставляет комментарий, отвечает на комментарий или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления о новых ответах на свои комментарии.

    Расскажи-ка милая, откуда к нам пришла? История появления глиняной русской игрушки

    Начало мая — это не только праздничные дни, но и дня, связанные с патриотизмом, гордостью за Родину и всеми любимый День Победы.

    9 мая в этом году прошёл не так как в прошлые годы и далеко не так, как планировался в этом году, ведь это не простая дата, а целый 75-летний юбилей. Несмотря на все обстоятельства, в каждом дворе были слышны песни военных лет, люди всячески выражали благодарность своим предкам в соц.сетях, кто-то отправлялся поздравлять лично. И когда как не сейчас, когда даже все автомобилисты сидят по домам, поговорить про что-то близкое и родное. В этой статье расскажем историю возникновения русско глиняной игрушки свистульки.

    Это не просто игрушка — а особый вид национального русского искусства. Мы видим в одном предмете объединены сразу нескольких применений: игрушка, музыкальный инструмент и идол. История появления игрушки уходит в далёкое прошлое, считается, что самые старые образцы были найдены археологами ещё во втором веке до нашей эры. Можно сойти с ума, если представить временной отрезок, который прошла глиняная игрушка. Кстати, ранее такие забавные фигурки создавали мастера гончарного дела. И делали они это из остатков глины для того, чтобы порадовать детей. То есть никто не хотел наживиться и заработать с подобного ремесла деньги, а может просто и не догадывались, что так вообще можно делать. А вот уже к началу 20 века игрушки стали продавать как основной товар.

    Читайте также  Как раскрасить детскую площадку

    Откуда к нам пришла игрушка? Давайте вспомним или просто узнаем про старинный праздник, который назывался «свистопляска». Может быть ваша бабушка рассказывала про что-то подобное? На празднике народ просто отдыхал, гулял и посещал различные ярмарки. Сегодня это можно сравнить с празднованием Дня города, когда все собираются в одном месте, слушают концерт и что-то покупают в расставленных палатках. Именно там продавались первые игрушки-свистульки из глины.

    Как додумались извлекать из обычной глины в форме чего-либо звук? Один мастер решил сделать игрушку полой, именно за счёт этой конструкции и появился звук, который напоминал свист при контакте с воздухом.

    Чуть позже, образовались целые центры мастеров. Теперь народ услышал о дымковских игрушках, филимоновских, абашевских и т.д. Тот, кто имел золотые руки и немного фантазии брались за особый вид бизнеса. А почему бы и нет, слово бизнес подходит здесь идеально, особенно, если проводить параллели с сегодняшним днём. Инстаграм буквально кишит страницами с названиями «хенд мэйт». Люди вернули хорошо забытое прошлое и снова создают своими руками игрушки, вяжут, стряпают и т.д.

    Игрушки были разные, кто создавал людей, кто-то предпочитал животных, кто-то птиц, а кто-то создавал целые композиции из людей и животных. Но было и то, что их всех объединяло — рисунок. Дело в том, что он чаще всего формировался из линий и ритмического рисунка.

    Дымковская игрушка. Она отличала своего создателя ярко-красной глиной, которой была богата вся Вятская земля. Обычно глину смешивали с мелким речным песком для того, чтобы получилась идеальная консистенция. На фигуру наносился белый орнамент, которого добивались благодаря мелу разведённому с молоком. Кисточками выступали различные палочки и перья. Если увидите на игрушке клетки, полосы, круги, то знайте, что это Дымковская игрушка. Кстати обычно мастер создавал нянек с детьми, скоморохов, барынь, баранов с позолоченными рогами.

    Филимоновская игрушка. Этой игрушке уже больше 700 лет. Зародилась она в Одоевском районе, а назвали её в честь деревни Филимоново. Обычно лепили игрушки женщины и девушки, которые обучались данному ремеслу с семи лет. Таким игрушкам присущи жёлтые, красные, зелёные полосы. Огромной популярностью пользовались всадники, девочки же выбирали фигуры в форме ёлочки.

    Абашевская игрушка. Эти фигурки пришли к нам из Спасского уезда Пензенской области. Мастера очень часто создавали фигурки домашних животных, птиц, олене и всадников. Наверняка вы слышали про Лариона Зоткина, это прославившийся мастер, который получил свою долю популярности за счёт фигур собак, медведей и фантастических львов.

    Петровская. Глиняные игрушки получили своё название в честь деревни, которая находится в 60 километрах от города Кострома. Фигурка имела зелёный цвет, его достигали за счёт свинцового сурика, которым покрывали игрушки, а позже обжигали. В советские времена очень много мастеров перестали создавать что-то подобное, но именно сегодня ручной труд стал цениться как никогда и всё постепенно возвращается на круги своя.

    Мы узнали про игрушки из глины, а так же даже увидели некоторые создания, которые дошли до нас только через фотографии. И возможно сегодня это не кажется таким удивительным в век технологий, социальных сетей и мобильности. Но представьте что испытывали наши предки, глядя на глиняные игрушки, особенно в детстве. Наверняка они приходили в восторг от фигурок животных, всадников и людей. Ведь раньше это не как сейчас, пришёл в магазин и не знаешь что выбрать. Во-первых выбора то и не было, а во-вторых даже если и было из чего выбрать, то тогда не было на что купить. Если у вас есть дети, то для того, чтобы они ценили что-то в будущем им наверняка нужно знать с чего всё начиналось. Так сказать, вернуться к истокам. Ведь уже через какие-то 10 лет их даже не сможешь удивить крутым MacBook, который сегодня стоит как 10 зарплат обычного, среднестатистического россиянина. Всем мира и чистого неба над головой и конечно же крепкого здоровья.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector